|
ГЛАВНАЯ
RUS | ENG |
|
|
|
|
Обертонное
пение
тибетских
монахов без
преувеличения
можно
назвать
визитной
карточкой
Тибета. В
любом
фильме, в
любом
музыкальном
произведении
о
легендарной
Крыше Мира,
вы услышите
их низкие
голоса
поразительной
глубины и
силы,
приносящие
с собой
энергетику
совершенно
иного
незнакомого,
но
притягательного
мира. Мало кому
известно,
однако, что
из
нескольких
тысяч
монастырей
Тибета в
этом стиле
поют только
два. Один из
них Гьюдмед,
монастырь с
пятисотлетней
традицией,
возникший
вскоре
после того,
как его
основателю
тибетскому
ламе Шерабу
Сенге в
пророческом
сне был
явлен
удивительный
голос. Этот
голос
немыслимым
образом
сочетал в
себе низкие
гортанные
звуки,
схожие с
рычанием
тигра или
раскатами
грома, и
нежные ноты
мелодичного
пения юной
девушки… |
|
Сами
монахи
называют
свой стиль
пения
голосом
Ямантаки,
победителя
бога смерти.
Поскольку
лишь люди,
взошедшие
на
высочайшие
вершины
духа, могут
представлять
себе, как
именно
звучит
голос этого
мощного
просветленного
существа, в
монастырских
текстах он
сравнивается
с "рокотом
лавины,
сходящей с
заснеженных
гор" или "стремительной
горной
рекой,
перекатывающей
камни". Настолько
многогранен
и
неповторим
вокальный
стиль
Гьюдмеда,
что даже
своего
духовного
лидера
Далай-ламу
его монахи
встречают
не трубами,
как в других
монастырях,
но своим
сильным и
красивым
пением. Как
рассказывают
монахи, этот
стиль пения
восхищает
не только
людей, но и
божеств. В
тибетском
сообществе
дни, когда
монахи
Гьюдмеда
упражняются
в пении,
считаются
не слишком
удачными
для гадания.
Дело в том,
что
божества,
которые
обычно дают
правильные
ответы на
поставленные
вопросы, в
это время
слишком
заняты. Они
все в
монастыре
Гьюдмед,
слушают
поющих
монахов! Исполняемые
монахами
древние
буддийские
церемонии и
ритуалы до
недавнего
времени
можно было
услышать
лишь в
стенах их
древнего
монастыря.
Завораживающее
звучание
тибетских
длинных
труб, звон
медных
цимбал, чей
причудливый
танец в
руках ламы
по традиции
сравнивают
с орлами, что
сражаются в
бескрайнем
небе, низкое
гортанное
пение
монахов, - всё
это
переносит
нас в Тибет, в
Страну
Снегов, где
искренняя
любовь и
чистое
сострадание
считаются
знаками
величия и
совершенства. Монахи
монастыря
Гьюдмед уже
много лет
путешествуют
по Азии,
Европе и
Америке,
рассказывая
людям
разных
стран об
уникальной
тибетской
культуре,
оказавшейся
в силу
исторических
причин на
грани
полного
исчезновения.
Исполняемые
ими
подлинные
церемонии и
ритуалы – это
сокровища,
которые им
ценой
невероятных
усилий
удалось
сохранить
для
мирового
сообщества. В программе принимает участие лучший голос монастыря - мастер пения досточтимый Дамчо Нима. Мастер пения является одним из самых уважаемых лам монастыря, он по традиции избирается Далай-ламой и возглавляет монашеский хор на важнейших церемониях и ритуалах.
|
Дамчо Нима - мастер пения монастыря Гьюдмед |
|
ЛОТЕН НАМЛИНГ - БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ ТИБЕТА
"Сильный
человек.
Сильный
голос".
Его
Святейшество
Далай-лама XIV
Лотен, что
в переводе с
тибетского
значит “Белый
журавль”, -
псевдоним
артиста. Его
настоящее
имя –
Намлинг
Лобсанг
Тензин. Сын
тибетских
беженцев, он
родился в
Дхарамсале
в 1963 году. В
пятнадцать
родители
подарили
ему даньен,
шестиструнную
тибетскую
лютню, что и
определило
его
дальнейшую
судьбу …
С 1989 года
Лотен живет
в Швейцарии.
Здесь был
записан
альбом “Песни
Тибета”, на
котором
собраны
замечательные
песни трех
народных
традиций –
из Амдо, У-Цанга
и Кхама.
Интерес к
современной
западной
музыке
побудил его
создать
проект “Тибет-блюз”,
над которым
Лотен
работает и
сейчас.
“В своих песнях я воспеваю прошлое и молюсь за свободу Тибета”, - говорит Лотен. И тысячи слушателей во всем мире поддерживают его в этом…
Из интервью с Лотеном Намлингом
Мои
родители
бежали из
оккупированного
Тибет в 1959
году. Они
оказались в
индийском
городе
Дарджилинге,
где я
родился,
вырос,
учился…
Затем
я изучал
философию в
колледже Св.Стефана,
при
Делийском
университете.
Будучи
еще
маленьким
ребенком, я
проявлял
живой
интерес к
тибетской
культуре –
чему во
многом
способствовала
и сама
обстановка;
так,
огромное
наслаждение
у нас, юных
школьников,
вызывали
ежегодные
представления
Тибетского
института
исполнительских
искусств. А
на
пятнадцатый
день
рождения
родители
подарили
мне даньен,
тибетскую
лютню, и
вскоре
узнал, что
это за
счастье –
дарить
людям
музыку…
Даньен,
а слово это
переводится
как “сладкозвучный”,
очень похож
на лютню. У
него шесть
струн и
длинный
гриф с
украшением
в виде
конской
головы. Деку
обычно
обтягивают
овечьей или
козлиной
шкурой.
В 1998 году я отправился в Индию, навестить мать. Побывал в Дхарамсале, в Ладакхе – пережил так много интересного. Скажем, уникальнейший случай был со мной в ладакхских горах, у тибетской границы, на высоте четырех с половиной тысяч метров. Крошечная деревушка – несколько каменных домиков с соломенными крышами, и ни души вокруг, лишь где-то, в уголке маленького пастбища, пасется пара яков. Я глубоко вдохнул воздух Тибета – еще бы, ведь родные вершины возвышаются перед моими глазами… Вдохновленный этим, я заиграл на даньене – и тут, откуда ни возьмись, выскочил какой-то человек и принялся петь, танцевать, как будто бы он вышел из многолетнего заточения… Стар, нищ, слеп – но в тот момент не было на земле никого счастливее, чем он… А затем – затем и вся деревня собралась вокруг меня, внимая моим песням, звучащим на вершине мира… После этого события я уверовал, что песни мои несут людям счастье. Были и другие интересные вещи – даровавшие мне силу и способность нести в мир драгоценную тибетскую культуру…
|
Тувинская группа «Хуун-Хуур-Ту» на протяжении 10 лет является, безусловно, самым известным в мире музыкальным проектом всего бывшего СССР (не считая исполнителей классической музыки и поп-дуэта «Тату»). Музыка «Хуун-Хуур-Ту» – уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие. Группа прочно входит в элиту world music планеты. С 1993 года группа выступила практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и даже рок-музыки, дала около тысячи концертов на всех континентах, совершила 16 концертных туров по США и Канаде, множество раз выступала во всех странах Европы, Японии, Австралии, Мексике, Гонконге, Сингапуре, Малайзии. В мире пользуются популярностью 9 альбомов группы, а также более десятка совместных работ «Хуун-Хуур-Ту» с другими музыкантами. Группа записывалась и выступала с выдающимися музыкантами самых различных жанров, такими как Stevie Wonder, Frank Zappa, Ry Cooder, Kronos Quartet, Mickey Heart and Bob Weir (Greatful Dead), Johnny “Guitar” Watson, Shankar, Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и др. |
Во всех известных музыкальных энциклопедиях «Хуун-Хуур-Ту» называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие.
Группа «Хун-Хур-Ту», бесспорно, не умещается в рамках "фольклорного" жанра. Не случайно газета New York Times поместила рецензию на последнее нью-йоркское выступление квартета в рубрике "поп-музыка" (рядом с Пэйджем-Плантом). А в Греции группа прочно входит в список самых популярных артистов, а песня «Eki Attar» в исполнении «Хуун-Хуур-Ту» долгое время занимала первое место в национальных поп-чартах.
|
Песни
и танцы
тибетских
поселений
в
исполнении
труппы «Гангджонг
Догар» (Калимпонг,
Индия)
|
||
«Эти танцоры и музыканты никогда не видели своей родины, но всё же с гордостью и профессионализмом несут миру
культуру
Страны
снегов». Хиндустан Таймс
«Гангджонг
Догар»,
великолепная
труппа
исполнителей
тибетских
песен и
танцев, была
основана в
Калимпонге,
в северных
поселениях
тибетских
беженцев
Индии. В
репертуаре
«Гангджонг
Догар»
практически
весь спектр
духовной и
светской
музыки
Тибета,
здесь и
сакральные
танцы
божеств-животных,
и
ритуальные
пляски
охотников;
мелодичные
и протяжные
народные
песни и
опера «Лхамо»… |
||
«Гангджонг
Догар»
регулярно
выступает в
тибетских
поселениях
Индии и
ежегодно
принимает
участие в
оперном
фестивале «Шотон»
в
Дхарамсале,
который
посещает
Его
Святейшество
Далай-лама. |
|
|
|
Бадма-Ханда родилась во Внутренней Монголии - районе северного Китая - в 1979году в бурятской семье. Ее бабушка и дедушка бежали от репрессий коммунистического режима Советского Союза в начале тридцатых годов XX века. Беженцы старались держаться вместе, сохраняя язык, традиции и национальное достоинство. Песни, которые поет Бадма-Ханда, - это старинные народные бурятские песни, практически забытые у себя на родине из-за многих лет подавления истинных национальных ценностей бурят и буддизма в СССР, но продолжавшие жизнь в своей первозданности в небольшой бурятской общине на территории Китая. Сейчас Бадма-Ханда переехала на родину предков и стала настоящей звездой в Бурятии. Ее уникальный голос и очаровывающая манера пения моментально завоевывает сердца слушателей вне зависимости от того, где она выступает – в маленьком клубе в бурятской деревне или в Нью-Йорке. |
|
Она универсальна - одинаково легко и изящно исполняет народные песни и поп-музыку. Но ее истинная любовь - это древние народные песни, в аутентичном исполнении, которые она поет в сопровождении народных инструментов. «Мне кажется, что призвание стать певицей, исполняющей старинные бурятские народные песни, были заложены во мне генетически, еще задолго до моего рождения. Во всяком случае, находясь в утробе матери, я точно слышала протяжные бурятские напевы: не то их исполняла моя мать, не то я слышала завораживающие мотивы из уст своих далеких предков. Так или иначе, я не мыслю себя без народной мелодии, чарующих звуков лимбэ и морин-хуура», - говорит Бадма-Ханда. Послушайте, как она поет, и попробуйте мысленно пропеть за ней - у вас вряд ли получится, кажется невероятным, как долго она может продержаться на одном дыхании. Совершенно не слышно, как и когда она перехватывает воздух. Тембр ее голоса звонок и чист, и когда слушаешь, как поет Бадма-Ханда, порой кажется, что слышишь, как бежит чистый горный ручей, как весело поют птицы высоко в небе над бескрайними степями Бурятии, как заунывно воет ветер над скованным льдом Байкалом, а иногда представляешь, что пением ее наслаждается Великий Чингиз-Хан. Текст Эркина Тузмухамедова
|
|
|
|
|
|
Тибет и Калмыкия – страны с похожей судьбой, их музыканты говорят на одном языке, ибо схожи их переживания и чувства. Не случайно, так запомнилось выступление оркестра «Йорял» тибетским ламам Гьюдмеда, посещавшим Калмыкию с духовной миссией. Затаив дыхание, слушали они голоса калмыцких инструментов, и с особым вниманием - кристально чистую композицию «Утро буддийского монаха», рассказывающую об их жизни и духовном подвиге на языке музыки. Оркестр народной музыки «Йорял» был основан в 1999 году в Элисте, его музыканты ставят перед собой цель - сохранить старинные музыкальные инструменты и уникальное песенное наследие степной буддийской республики Калмыкия.
|
|
|
2004-2021 © Региональная общественная организация
по изучению традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом» Тел.: +7-905-517-51-70 E-mail: chintamany@inbox.ru moscow@tibethouse.ru | Реквизиты |