|
Фестиваль «Тибет-2004»
С 14 по 31 октября 2004 в Москве состоялся первый международный фестиваль «ТИБЕТ: традиции, искусство, философия» в знак растущего интереса российской аудитории к культуре древнего Тибета, основанной на принципах любви и сострадания ко всему живому. Фестиваль, идея проведения которого благословлена лауреатом Hобелевской премии мира Его Святейшеством Далай-ламой XIV, призван дать исчерпывающее представление о культурном и философском наследии гималайского региона, а также проследить исторические связи, на протяжении многих веков существовавшие между Россией и Тибетом.
О фестивале подробно
Видео-презентация фестиваля
Выставки фестиваля «Тибет-2004»
|
Большинство программ инициируемого РОО «Тибетским дом» фестиваля были впервые представлены в России. Среди них персональная выставка фотографий Ричарда Гира, который специально прибыл в Москву для участия в фестивале. Своим другом и учителем Гир считает Его Святейшество Далай-ламу, который любезно согласился написать предисловие к фотоальбому Гира, названному просто “Паломник”. Черно-белые фотографии из этого альбома, запечатлевшие трагедию, стойкость, философию, характер и дух тибетцев, и составили основу одноименной выставки Ричарда Гира. |
|
Впервые, за пределами тибетского сообщества, специально приглашенные мастера из Гьюдмеда возведут двухметровые скульптуры из масла с изображениями буддийских святых и божеств, подобно тем, которые монастырь на протяжении своей многовековой истории создавал в столице Тибета, Лхасе. Масляные скульптуры тончайшей работы будут на протяжении целого месяца возводиться десятью мастерами из Гьюдмеда, после чего будут представлены на фестивале «ТИБЕТ» и освящены в ходе большой красочной церемонии. |
|
Ламы монастыря Гьюдмед славятся непревзойденным искусством построения мандал. Изучению ритуалов, предусматривающих построение мандал, они посвящают долгие годы. Ламы запоминают внешний вид десятков мандал в мельчайших деталях – рисунок из толченого мрамора должен быть выполнен в точном соответствии с древними текстами. Они работают очень внимательно и осторожно, ведь чем чище их мотивация, чем совершенней их искусство, тем больше пользы получит каждый, кому доведется взглянуть на мандалу. |
|
В 2001 году знаменитый буддийский мастер лама Сопа Римпоче пожелал открыть миру редчайшее собрание буддийских реликвий. В его коллекции настоящие сокровища, связанные не только с именами Будд (Кашьяпы и Шакьямуни), но и легендарных учеников Будды Шакьямуни – Маудгальяны, Ананды и Шарипутры. Эти реликвии уже объехали весь мир. Их удивительное путешествие продлится до 2008 года, когда они будут возложены на алтарь 152-метровой статуи Будды Майтрейи. |
|
В коллекции, которая на настоящий момент оценивается на сумму более миллиона долларов, около 150 уникальных образцов тибетского искусства, созданных несколько сотен лет назад. И, если конфликтная ситуация в Тибете, наконец-то, будет разрешена, эти шедевры возвратятся на родину. Задача международной организации «Tibet House US» в Нью-Йорке, основанной в 1987 году двумя американскими знаменитостями, профессором Робертом Турманом и актером Ричардом Гиром под патронажем Его Святейшества Далай-ламы – изучение и сохранение традиций и наследия уникальной тибетской культуры. |
|
«Мен-ци-кханг» был основан в начале 1961 года по инициативе Его Святейшества Далай-ламы XIV в Дхарамсале – городке на севере Индии, где расположен духовный и политический центр тибетского народа в изгнании. Сегодня «Мен-ци-кханг» – обширный медико-фармацевтический и научно-исследовательский центр, обслуживающий свыше 40 клиник в Индии и Непале; отсюда тибетские врачи устремляются по всему миру, чтобы оказывать медицинскую и, что еще важнее, духовную помощь людям вне зависимости от их социального положения, расы или вероисповедания. |
|
Потрясающие маски церемонии Чам, созданные в монастыре Копан (Катманду, Непал), а также россиянином Сергеем Панчешным (Мурманск, Россия). В традиции тибетского буддизма особое место занимает древняя мистерия Чам. Языком танца она рассказывает о буддийских божествах и наставниках. Маски и костюмы танцоров изображают тех же божеств, которых рисуют на буддийских иконах, танках, поэтому можно сказать, что Чам — это "ожившая икона". |
|
Впервые в России! Коллекция тибетских кукол ручной работы (монахи и ламы, танцоры церемонии Чам, актеры оперы Лхамо, кочевники). Хотя изготовление кукол нельзя назвать исконно тибетским искусством, в наши дни, когда значительная часть тибетцев вынуждена жить в изгнании, этот промысел помогает сохранить богатейшую культуру тибетского национального костюма. Порой для создания куклы снаряжаются целые экспедиции, чтобы расспросить стариков, разыскать старинные рисунки и фотографии… |
|
Партнер фестиваля «ТИБЕТ» - Государственный музей Востока представил лучшие образцы тибетского духовного искусства из своих обширных коллекций. ...Тибетские мастера, строго следуя канону, сохраняли на протяжении веков лучшие достижения искусства Индии и Центральной Азии. Их творениям присущи безмятежная простота и наивное изящество, которые так характерны для произведений иконописцев Древней Руси и художников Раннего Возрождения. |
|
Фотовыставка «Жизнь монастыря Гьюдмед». Редчайшие фотографии Игоря Янчёглова, сделанные в стенах знаменитого тантрического монастыря Гьюдмед. |
|
Фотовыставка «Монахи»: удивительные фотографии Алексея Заморкина, запечтлевшие монахов Гьюдмеда во время их ежегодных турне по России. |
|
Путешествие почти всегда связано с поиском, познанием. Отправляясь в географический Тибет, автор проделывает еще более долгий путь с целью обретения себя. «Когда мы попадаем к Вратам Божьим – не в этом ли смысл земного пути, может, это и будет главным путешествием, венцом нашего воплощения?» |
Лекции и презентации фестиваля «ТИБЕТ»
|
Уникальный видеокурс лекций Его Святейшества Далай-ламы XIV. Основополагающие принципы учения Будды в изложении духовного лидера тибетского народа. В июле 1996 года Его Святейшество Далай-лама XIV в течение двух дней читал лекции о Четырех Благородных Истинах в Лондоне. Поистине историческое событие! Впервые он дал эти поучения на Западе; впервые Его Святейшество был приглашен представителями всех буддийских традиций для того, чтобы разъяснить эти фундаментальные истины. |
|
Лекции профессора колумбийского университета и президента «Тибетского Дома в Нью-Йорке» Роберта Ф.Турмана (Нью-Йорк, США) о Тибете, буддизме и психологии тибетского буддизма. Роберт Турман - один из самых известных тибетологов современности, писатель, заведующий кафедрой Колумбийского университета, а также первый американец, ставший тибетским монахом. Журнал «Таймс» называет его в числе 25 самых влиятельных людей Америки. |
|
Цикл лекций Церинга Дхондупа, советника по культуре и религии тибетского центра культуры и информации в Москве по основополагающему тексту буддизма Махаяны «Бодхичарья-аватара». Текст составлен величайшим буддийским наставником и ученым университета Наланда Шантидевой в 8 веке. Церинг Дхондуп родился в 1954 году в селении Тзона-Дзонг на юге Тибета. Вместе с родителями в пятилетнем возрасте он покинул Тибет, как и более ста тысяч тибетцев, ставших беженцами в 1959-м и начале шестидесятых. Он вырос в Индии, уже в юности стал буддийским монахом, в возрасте 25 лет принял полное монашеское посвящение от Его Святейшества Далай-ламы. |
|
Лекции нгарампы (доктора тантры) Лобсанга Церинга (тантрический монастырь Гьюдмед, Карнатака, Индия). Лобсанг Церинг родился в 1967 году в Индии, в семье тибетских беженцев, покинувших Тибет в 1959. В двенадцать лет он принял монашество в одном из самых почитаемых монастырей Тибета – тантрическом монастырском университете Гьюдмед. В 1996 году он закончил многолетнее изучение тантрической философии, ритуалов и искусств, получив степень нгагрампы (доктора Тантры). |
|
Лекция Пурбу Церинга («Мен-ци-кханг» Тибетский институт медицины и астрологии, Дхарамсала, Индия). Пурбу Церинг родился на севере Индии в 1972 году. В 1992 году он поступил на курс астрологии в «Мен-ци-кханге» и в 1997 году закончил его с отличием. Затем он прошел стажировку на факультете астрологии под руководством старших астрологов. В 1999 году он прочитал курс по тибетской астрологии студентам из западных стран. В 2000 году принимал участие в Фольклорном Фестивале Тибетской Культуры в Смитсоновском Музее в Вашингтоне. |
|
Лекция доктора Тензина Дече Карцанга («Мен-ци-кханг» Тибетский институт медицины и астрологии, Дхарамсала, Индия). Доктор Тензин Дече Карцанг родился в 1962 году. С 1999 года он является практикующим врачом в филиале «Мен-ци-кханга» в Нью-Дели. Он также занимается исследованиями в области эффективного воздействия тибетской медицины на больных раком.
|
Концерты и буддийские церемонии
|
Будда Медицины отвечает за целительные силы пространства, ему мы обязаны появлением «Четырех медицинских тантр», составляющих основу всемирно известной тибетской медицины, которая устраняет не симптомы, но корень заболевания. В течение двухчасового ритуала монахи подносят Будде Медицины звуки цимбал, колокольчиков и длинных труб и просят его избавить от страданий, сопряженных с недугами разного рода. Этот ритуал, основанный на священных текстах и мантрах, призван устранить все препятствия, которые встают на пути к исцелению. |
|
Основой музыкальных мистерий театра служат древние тибетские ритуалы тантрических традиций, тибетский фольклор и танцы божеств мистерии Чам. Музыканты театра в совершенстве владеют основными стилями пения тибетских монахов "гюке" и "дзоке", игрой на традиционных храмовых тибетских инструментах, а также используют в постановках разнообразные этнические музыкальные инструменты, видеоряды из своих экспедиций и театральные приемы европейской сцены. Подробная информация о театре - www.lungta.ru |
|
Древние песнопения тибетских кочевников в исполнении Джамьянга и Янгчен (Дхарамсала, Индия). Джамьянг и Янчен родились в бескрайней тибетской провинции Амдо, там, где обрел свое четырнадцатое воплощение Его Святейшество Далай-лама. Они пели с раннего детства, унаследовав певческий дар от своих родителей. Их судьба во многом повторяет судьбы тысяч других тибетских беженцев, ушедших в Индию через гималайские хребты, чтобы быть ближе к Далай-ламе. |
|
Обертонное пение тибетских монахов без преувеличения можно назвать визитной карточкой Тибета. В любом фильме, в любом музыкальном произведении о легендарной Крыше Мира, вы услышите их низкие голоса поразительной глубины и силы, приносящие с собой энергетику совершенно иного незнакомого, но притягательного мира. Мало кому известно, однако, что из нескольких тысяч монастырей Тибета в этом стиле поют только два. Один из них Гьюдмед, монастырь с пятисотлетней традицией, возникший вскоре после того, как его основателю тибетскому ламе Шерабу Сенге в пророческом сне был явлен удивительный голос. |
|
Легендарный проект Алексея Тегина “Phurpa” появился в Москве в начале 90-х. За годы существования менялся как состав музыкантов, так и сама музыка, однако внутреннее содержание осталось неизменным – следовать пути Бон, древней добуддийской традиции Тибета. В настоящий момент “Phurpa” реконструирует архаичное обертональное пение священнослужителей-бонпо, для которого характерны инфратональная насыщенность вкупе с использованием более низкого регистра, нежели чем в буддийских литургиях. |
|
«Гангджонг Догар», великолепная труппа исполнителей тибетских песен и танцев, была основана в Калимпонге, в северных поселениях тибетских беженцев Индии. В репертуаре «Гангджонг Догар» практически весь спектр духовной и светской музыки Тибета, здесь и сакральные танцы божеств-животных, и ритуальные пляски охотников; мелодичные и протяжные народные песни и опера «Лхамо»… Несмотря на достаточно юный возраст, музыканты и танцоры «Гангджонг Догар» уже объездили весь мир, побывали с концертами в Великобритании и Ирландии, Голландии и Франции. И везде зрителей восхищают красивые песни и нездешние мелодии Страны снегов. |
|
Специальный гость гала-концерта. Лотен, что в переводе с тибетского значит “Белый журавль”, - псевдоним артиста. Его настоящее имя – Намлинг Лобсанг Тензин. Сын тибетских беженцев, он родился в Дхарамсале в 1963 году. В пятнадцать родители подарили ему даньен, шестиструнную тибетскую лютню, что и определило его дальнейшую судьбу… Интерес к современной западной музыке побудил его создать проект “Тибет-блюз”, над которым Лотен работает и сейчас. |
|
|