Путевые заметки Елены Врублевской

День первый

Дорога в Гьюдмед… Из окна джипа мы наблюдаем, как дремучие джунгли сменяются рисовыми полями, колышущимися легким бризом. Вдоль обочины – странного вида лачуги и тут же загородные виллы, похожие издали на Тадж-Махал*. Индийские знамена с колесом закона посередине сменяются на разноцветные тибетские, а крючкообразный хинди на щитах вдоль дороги – на тибетскую «паутинку». Если прочесть английский перевод, то получится : «Добро пожаловать, Далай Лама!». Вот мы и дома…

Дорога в Гьюдмед
Дорога в Гьюдмед

Действительно, самые первые шаги в сторону поселений наполняют нас чувством, что мы вернулись домой, как тут не верить в реинкарнацию? Это не первый мой приезд в тибетское поселение Рабгье-линг, на территории которого стоит принимающий нас монастырь Гьюдмед, но я отчетливо помню ощущение покоя и умиротворенности и наполняющее все мое существо состояние радости во время моей первой поездки. Вглядываюсь в знакомые улыбающиеся лица монахов и улыбаюсь в ответ… В воздухе слышен неутихающий звон молитвенных кругов-барабанов… По пути нам встречаются обаятельные мальчишки-монахи, весело смеющиеся и играющие в крикет. Очень забавно наблюдать этот момент европейской культуры в таком контексте. Реальность, в которую здесь погружаешься, так далека от шумной жизни мегаполиса… Тотчас в душе воцаряется долгожданное спокойствие, и все беспокойные и ненужные мысли покидают ум…

После китайского вторжения в Тибет многие беженцы устремились в Индию, где нашли себе вторую родину. Хотя резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV расположена на севере Индии, в Дхарамсале, наиболее обширные поселения тибетских беженцев находятся на юге страны, в штате Карнатака. Некогда маленькая деревушка Гурупура, что находится на плоской равнине в 60 километрах к западу от Майсора, выросла за последние полвека в несколько раз, чтобы приютить более двух тысяч беженцев из Тибета. Поселение состоит из 16 деревень, которые располагаются на расстоянии 2-3 км друг от друга. Селятся тибетцы так же, как дома, в Тибете, тесно, но всегда четко размежевывая границы частных «владений». Получается своеобразный улей.

Несмотря на то, что фактически они являются народом, живущим в изгнании, в этих людях чувствуется удивительная внутренняя свобода и безмятежность. Жизнь людей в поселениях хорошо налажена и организована, дети ходят в детские сады и школы, есть множество клиник, больниц, услуги традиционной тибетской медицины, игровые площадки, всевозможные услуги связи, магазины и рестораны. В школах наряду с другими предметами дети изучают историю Тибета и буддизм. В первый же день нашего пребывания мы идем на занятия в местную школу. Некоторые ребятишки очень трогательно смущаются в нашем присутствии, а те, что посмелей, подходят и здороваются по-английски.

На территории поселения находится три монастыря. Один из них, монастырь   Гьюдмед был основан в 1433 году в столице Тибета, Лхасе и, вот уже более 500 лет, несмотря ни на что, остается одним из крупнейших буддийских университетов, где бережно хранятся и передаются от наставника к ученику сокровенные практики и священные искусства тибетского буддизма. В 1959 году, когда Далай-лама принял решение покинуть Тибет, 150 монахов из Гьюдмеда последовали за своим духовным лидером, неся с собой семь чудодейственных тханок и священные тексты. Найдя пристанище в Индии, они двенадцать лет жили в Далхаузи, где ткали знаменитые тибетские ковры (в Гьюдмеде до сих пор есть мастерская по их производству).

В 1972 году правительство Индии выделило монахам участок земли в южном штате Карнатака, и они, с благословения Далай-ламы, взялись за возведение нового Гьюдмеда на территории поселения тибетских беженцев. Каждое утро они шли пешком по два-три километра от городка Гурупура до места будущего монастыря и работали до темноты. Все это время они, не переставая, учились, чтобы не прервать драгоценную линию преемственности буддийских практик, чтобы потом передать свои знания юным монахам, родившимся в Индии, вдали от своей родины. Пожилым монахам, прибывшим в Индию "в первую волну", после высокогорного Тибета так и не удалось приспособиться к изнурительно жаркому климату Карнатаки. Те немногие, кому удалось дожить до сего дня, - самые уважаемые и почитаемые люди в монастыре. Если бы не они, великая многовековая традиция прервалась, как это случилось в Монголии и Бурятии.

Храм у Гьюдмеда теперь новый, возведенный на щедрые подношения спонсоров, но и он уже с трудом вмещает всех участников больших церемоний. Число монахов сейчас сравнялось с тем, что было в тибетском Гьюдмеде до 1959 года. Их уже больше 550, и каждый год из Тибета прибывают всё новые и новые беженцы. Рискуя жизнью, они преодолевают Гималаи, чтобы попасть в Индию, где можно беспрепятственно исповедовать буддизм. Многие из них не умеют ни читать, ни писать по-тибетски и вынуждены примыкать к "младшим классам". Поэтому среди десятилетних маленьких монахов, изучающих тибетский язык и несложные тексты, нет-нет да и встретится двадцатилетний юноша, о котором с уважением шепчут: "Он только что из Тибета..."

День второй

Утро следующего дня начинается с нашего посещения монастыря Гьюдмед. Пожалуй, это самое главное и волнующее для нас событие во всей поездке. Мне посчастливилось познакомиться с монахами уже достаточно давно, чтобы начать понимать значение и мощь исполняемых ими ритуалов. И в этот раз нам очень повезло. Специально для нас монахи проводят во дворе монастыря огненную пуджу. Огненная пуджа считается очень важным ритуалом, главная цель которого – умиротворение пространства в целом. Субстанции, которые в виде подношений сжигаются в костре, приносятся в жертву божеству огня. Монахи, одетые в традиционный желтые шапки, обозначающие принадлежность к школе Гелуг, просят существ, приносящих вред, оставить людей в покое и сострадать живым существам. Низкие утробные звуки, извлекаемые монахами во время церемонии заставляют все тело вибрировать в унисон со вселенной, ощущение тела пропадает, и вот ты уже неотделим от окружающего тебя пространства… Это незабываемый духовный опыт. Я смотрю на расслабленные, умиротворенные лица друзей – рядом со мной стоит Алена Свиридова (она, кстати, является одной из учредителей Тибетского дома) - похоже, она испытывает то же, что и я… Кстати сказать те, кто посещал мероприятия Тибетского Дома в Москве, проводимые в рамках фестиваля «Тибет: традиции, искусство, философия», могли насладиться этим божественным пением.

Огненная пуджа
Огненная пуджа
Алена Свиридова и Елена Врублевская
Алена Свиридова и Елена Врублевская

Пение является неотъемлемой частью любой тибетской буддийской церемонии. Главные монастыри школы гелугпа Сера, Ганден, Дрепунг и Гьюто в основном применяют два стиля: дзоке и ранке. Однако существует еще более редкий тип обертонного пения, которому обучают исключительно в монастыре Гьюдмед. Он носит название гюке и является предметом особой гордости монахов. Гюке - это высочайшая вершина в искусстве тибетского горлового пения. Именно этот прием вокального звукоизвлечения, открытый Джецуном Шерабом Сенге в мистическом видении-сне, сыграл не последнюю роль в его решении основать Гьюдмед. Все монахи монастыря стремятся овладеть этим стилем, однако он настолько сложен, что чистым гюке на данный момент из 550 монахов владеют лишь единицы, остальные же используют смешанную технику гюке и дзоке. Мастера пения выбирает Далай-лама из числа монахов, проходящих в Гьюдмеде полный, пятнадцатилетний курс обучения. Мастер пения остается во главе музыкальной традиции монастыря практически до конца жизни. Он уходит с этого поста, только когда возраст дает о себе знать. За сорок лет существования монастыря в изгнании мастер пения сменялся лишь однажды. Технология выбора мастера пения проста - первые лица монастыря определяют три лучших голоса Гьюдмеда и отправляют список с тремя именами Далай-ламе для окончательного решения. Одного из трех лучших певцов монастыря Далай-лама назначает старшим мастером пения, второго младшим, и они чередуются в зависимости от сложности церемоний.

Далай Лама приезжает в Гьюдмед практически ежегодно, чаще всего в октябре. Тогда монахи из всех окрестных монастырей стекаются сюда, чтобы послушать его наставления. На протяжении года в монастыре Гьюдмед проводится множество тантрических церемоний, разных по продолжительности и сложности. Среди них, три длительных четырехдневных церемонии тантрических божеств: ритуал Ямантаки в июне, Гухьясамаджи в октябре и Чакрасамвары в январе. Все они предполагают проведение огненных пудж и сооружение песочной мандалы – дворца божеств, куда оно приглашается на время церемонии.

У всех желающих посетить монастырь Гьюдмед теперь появилась такая возможность. Поскольку вокруг монастыря совсем немного мест, где можно найти жилье и питание, Тибетский дом построил комфортабельный отель при монастыре, где можно остановиться на время поучений. Гостиница также может служить местом пребывания тех, кто интересуется тибетской культурой, кто хочет пожить среди монахов или предаться медитативному уединению в любое время года.

Гостиница при монастыре Гьюдмед
Гостиница при монастыре Гьюдмед
Гостиница при монастыре Гьюдмед
Гостиница при монастыре Гьюдмед

День третий

Встаем очень рано. Нас ждет путешествие в тибетское поселение Байлакупе, расположенное в 85 километрах на юго-запад от Майсора на автостраде Майсор-Меркара. Байлакупе является одним из первых и крупнейших тибетских поселений в Индии, своего рода маленькой южной Дхарамсалой.

Сначала наш путь лежит в центр буддистских знаний - Лама Кэмп. Сюда приезжают учиться монахи со всего мира. В нем более 5ти монастрырей. На средства японских и тайваньских буддистов здесь воссозданы все основные храмы, существовавшие в Тибете.

Мы много слышали об одном из главных монастырских университетов Его Святейшества Далай-ламы - Сера, где на протяжении нескольких столетий тибетские ламы изучали Сутру, Слово Будды. Ведь исторически монастырь Гьюдмед связан с Сера, где преподавание тантрических учений идет по канонам Гьюдмеда. Пройдя многолетний курс обучения в монастыре Сера, Дрепунг или Намгьял, геше могут поступить в Гьюдмед для углубленного изучения тантры. В монастырском комплексе Сера обучается несколько тысяч монахов. Это целый город, со своими улицами, библиотеками, а также множеством больших и маленьких храмов. В каждом из больших храмов есть покои Его Святейшества Далай-ламы, где он останавливается во время своих визитов на юг Индии.

Золотой храм
Золотой храм
Сера
Сера

Следующий на очереди монастырь - Намдролинг является самым знаменитым местом в этой почти неизвестной деревушке благодаря своему Золотому Храму. Золотой храм является резиденцией высокого ламы школы Ньингма Пенора Римпоче, он построен на пожертвование американских спонсоров, в том числе небезызвестной голливудской звезды Стивена Сигала. Мы заходим в монастырь и замираем от восхищения - в огромном красочном молитвенном зале, находятся удивительные по красоте золотые статуи Будды Шакьямуни, Ченрезига (Будды Сострадания) и Падмасамбхавы (индийского наставника, который принес учения Будды в Тибет). В 2004 году на территории Золотого Храма был построен единственный в мире трехмерный дворец-мандала, в точности воспроизводящий «небесную архитектуру». Дворец построен на основе описаний, которые приводятся древних тантрических текстах и которые монахи используют в своих медитационных практиках. Наша группа разбредается по галереям трехмерной мандалы… Переходя с этажа на этаж, рассматривая ее многочисленные скульптуры, мы пытаемся получить представление о тех высших мирах, которые монахи воссоздают в своих медитациях.

Для одного дня, пожалуй, впечатлений достаточно. И, к великому сожалению всех участников поездки, которых сильно сблизил полученный опыт, уже пора назад, в Москву. В следующий наш приезд мы запланировали посетить монастырь школы гелуг Дзонгар Чоде. В нем в основном обучаются маленькие монахи. Среди них есть дети пяти-семилетнего возраста. Здание главного храма было закончено в 2004 году и освящено Далай-ламой. В монастыре находится редчайшая коллекция священных реликвий, чья история насчитывает несколько веков. Говорят, прикосновение к этим реликвиям позволяет получить благословение, которое благоприятно сказывается на духовном развитии, благополучии и успехе в делах.

Дзонгар Чоде
Дзонгар Чоде

Здесь же, в Байлакупе воссозданы важнейшие тибетские монастыри, представляющие все четыре школы тибетского буддизма: Гелуг, Сакья, Кагью и Ньингма. В монастырях школ Гелуг и Ньингма мы уже побывали, интересно было бы посетить монастырь школы Сакья. Он построен недавно и соседствует со старым монастырем, где пока еще живут монахи.

А большой монастырь школы Кагью возводится как будущая резиденция Его Святейшества Кармапы, главы школы Кагью тибетского буддизма. В отличие от других монастырей на юге Индии, он представляет собой интересное сочетание традиционной тибетской архитектуры с элементами западноевропейской дворцовой архитектуры.

Любопытно, что в конце нашего путешествия всем нам, семерым паломникам-участникам поездки, почти одновременно пришла в голову мысль поделиться приобретенным за эти три дня опытом, дать возможность многим людям увидеть то же, что увидели мы. Не иначе, сказалось благотворное влияние нашей поездки по буддистским местам. Ведь, осознанно или неосознанно, мы захотели воплотить в жизнь основную буддистскую идею о принесении блага всем живым существам. Тибетский Дом предоставляет возможность всем желающим совершить подобную поездку с проживанием в отеле монастыря Гьюдмед и с экскурсиями.

Также в программе:

  • Посещение поселений «лесных людей», обитателей джунглей, которые дрессируют слонов, принимающих участие в больших индийских праздниках.
  • Сафари по национальному парку вблизи тибетского поселения Рабгье-линг (слоны, олени, обезьяны, павлины, дикие кабаны)
  • Посещение древнего индийского Майсор, дворца индийского раджи, магазинов с индийскими сувенирами, ресторанов индийской кухни
  • * Тадж Махал - всемирно признанный шедевр архитектуры XVII века, был построен могольским императором Шах Джаханом в память его любимой жены Мумтаз. Они прожили вместе 14 лет, не расставаясь ни на один день. Мумтаз Махал (в переводе - "сокровище дворца") сопровождала своего мужа во всех походах и умерла во время одного из таких переездов на севере страны.

    Национальный парк
    Национальный парк
    Обитатели джунглей, дрессирующие слонов
    Обитатели джунглей, дрессирующие слонов

     

    на главную страницу

     

    на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
      2004-2021 © Региональная общественная организация по изучению
    традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

    Тел.: +7-905-517-51-70
    E-mail: chintamany@inbox.ru   moscow@tibethouse.ru | Реквизиты