Путь Бодхисаттвы

цикл лекций Церинга Дхондупа

советника по культуре и религии тибетского центра культуры и информации в Москве,

по основополагающему тексту буддизма Махаяны «Бодхичарья-аватара» 

Церинг Дхондуп родился в 1954 году в селении Тзона-Дзонг на юге Тибета. Вместе с родителями в пятилетнем возрасте он покинул Тибет, как и более ста тысяч тибетцев, ставших беженцами в 1959-м и начале шестидесятых. Он вырос в Индии, уже в юности стал буддийским монахом, в возрасте 25 лет принял полное монашеское посвящение от Его Святейшества Далай-ламы. Он получил превосходное буддийское философское образование, с 1972 по 1987 год, обучаясь сначала в Институте буддийской диалектики в Дхарамсале (Индия), а затем в Центральном институте высшей тибетологии в Варанаси (Индия). Церинг Дхондуп был учителем в тибетских школах Индии и Непала, преподавал буддийскую философию монахиням в течение 5 лет. С 2003 года он является советником по культуре и религии тибетского центра культуры и информации в Москве.

 

 

«Бодхичарья-аватара»

 

«И если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и Путь Бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту – «Бодхичарья-аватаре».

Тензин Гьяцо, Далай-лама XIV

 

 

«Бодхичарья-аватара» является одним из важнейших классических произведений буддизма Махаяны. На протяжении многих столетий этот текст служил непревзойденным источником вдохновения для многих поколений великих наставников, их преемников и простых людей. В Махаяне он играет такую же роль, как «Дхаммапада» в Хинаяне или «Бхагавадгита» в индуизме. Это произведение, неоднократно переводилось на многие восточные и европейские языки (только на английском существует, по меньшей мере, семь переводов). Именно эта книга нужна сегодня гораздо больше, нежели горы тантрических текстов, которые могут оказаться совершенно бесполезными для неподготовленного ума.

 

«Бодхичарья-аватара» раскрывает один из высочайших духовных идеалов человечества – идеал Бодхисаттвы. Санскритское слово Бодхисаттва, прочно вошедшее во многие европейские языки с распространением буддизма, означает существо (санскр. sattva), посвятившее себя достижению высшей цели духовных исканий – Пробуждения (санскр. bodhi) во имя  счастья и благоденствия всех живых существ. В более красочной и более популярной формулировке под Бодхисаттвами принято понимать существ, взявших обет не уходить в Нирвану до тех пор, пока все во Вселенной не достигнут этого состояния, в котором навсегда превозмогаются всякие страдания и достигается высшее знание. Подобное определение, безусловно, имеет большую ценность, ибо свидетельствует о величайшем альтруизме, самоотверженности и сострадании, без которых невозможно представить себе Путь Бодхисаттвы. Однако его не следует понимать буквально. Как пишет один из западных комментаторов Бодхичарья-аватары Сангхаракшита в своем труде «The Endlessly Fascinating Cry»: «Было бы ошибкой полагать, что идеал Бодхисаттвы – это в полном смысле этого слова идеал альтруизма в противоположность индивидуалистическим и эгоистическим устремлениям. Также неверно думать, что, способствуя духовному развитию других, Бодхисаттва отказывается от своего собственного, что он помогает другим двигаться по пути, которому сам не следует. Правильнее было бы сказать, что Бодхисаттва стремится достичь такого миропонимания, при котором сами понятия «я» и «другой» утрачивают всякий смысл, или скорее, становятся неотделимыми друг от друга. Таким образом, способствуя благоденствию других, Бодхисаттва одновременно приносит пользу и самому себе, а принося благо самому себе, он одновременно приносит его другим. Для Бодхисаттвы «я» и «другой» оказываются столь неразрывно связанными, что его мироощущение выходит за пределы самих этих понятий».

 

Как же достичь этого понимания, без которого невозможно принести истинную пользу другим существам? Ответу на этот вопрос и посвящена «Бодхичарья-аватара», в которой подробно описываются все последовательные ступени, ведущие нас к постижению истинной природы вещей и подлинному состраданию ко всем существам.

 

 
на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты