|
ÃËÀÂÍÀß
RUS | ENG |
|
|
|
Выставки фестиваля «ТИБЕТ»
14 - 31 октября Галерея искусств Зураба Церетели
|
||
Выставка
священных
буддийских
реликвий из
собрания
ламы Сопы
Римпоче “Это
реликвии
великих
мастеров,
посвятивших
свою жизнь
духовной
практике на
благо всех
живых
существ.
Каждая
частичка их
тел
заключает в
себе
позитивную
энергию,
которая
вдохновляет
нас
развивать
благие
помыслы и
устранять
дурные”… лама
Сопа
Ринпоче Эти
реликвии
уже
объехали
весь мир. Их
удивительное
путешествие
продлится
до 2008 года,
когда они
будут
возложены
на алтарь 152-метровой
статуи
Будды
Майтрейи. В 2001 году
знаменитый
буддийский
мастер лама
Сопа
Римпоче
пожелал
открыть
миру
редчайшее
собрание
буддийских
реликвий. В
его
коллекции
настоящие
сокровища,
связанные
не только с
именами
Будд (Кашьяпы
и Шакьямуни),
но и
легендарных
учеников
Будды
Шакьямуни –
Маудгальяны,
Ананды и
Шарипутры. Среди реликвий кристаллы, жемчужины и драгоценные камни, извлеченные из пепла духовных учителей после их кремации. Буддисты считают, что появление в пепле таких реликвий свидетельствует о высочайших духовных достижениях, сострадании и мудрости наставников. В Тибете такие реликвии всегда были символом святости и просветленности.
|
||
Многие
ныне
живущие
буддийские
наставники
разных
традиций и
стран (Бирмы,
Индонезии,
Таиланда,
Тибета и
Тайваня)
преподнесли
реликвии
для
последующего
помещения
в сердце
необычайно
высокой
статуи
Будды
грядущего. В
их числе
реликвии
Будды
Шакьямуни,
подаренные
лично Его
Святейшеством
XIV
Далай-ламой
Тибета. Многие
реликвии,
которые
веками
хранились в
буддийских
статуях и
ступах
Тибета, были
чудом
спасены,
когда в
Страну
снегов
пришли
китайцы.
Другие были
подарены
музеями и
монастырями.
Эта поразительная коллекция способна объединить всех буддистов, вне зависимости от их национальности и убеждений, ведь собранные ламой Сопой священные реликвии принадлежат святым и пробужденным мастерам самых разных стран - Индии, Китая и практически всех традиций Тибета. В их числе такие значимые для буддистов личности, как Нагарджуна, Атиша, Пабонка Римпоче, Цонкапа, Йеше Цогьял, Миларепа и Кармапа I… |
||
Мощи
христианских
святых
постоянно
странствуют
по России,
принося
благословение
верующим,
буддисты же
до
сегодняшнего
дня были
лишены
возможности
соприкосновения
со
священными
реликвиями
своей
религии. Наш
фестиваль
призван
восполнить
этот пробел,
что имеет
большое
значение
как для
традиционных
буддийских
республик,
так и для
многочисленных
последователей
буддизма
новой волны. Созерцание
священных
реликвий
способно
зажечь в
наших
сердцах
любовь и
сострадание
ко всем
живым
существам, а
потому
способствует
миру и
гармонии на
всей земле. |
||
Краткие жизнеописания великих буддийских наставников,
БУДДА
КАШЬЯПА Кашьяпа
–
предшественник
Будды
Шакьямуни,
исторического
Будды
нашего
времени.
Кашьяпа –
третий из
тысячи будд,
которые
должны
появиться в
нашу эпоху;
до него были
Будда
Кракучанд и
Будда
Канакамуни.
Кашьяпа
родился в
Индии, в
семье
священнослужителя.
Подобно
Будде
Шакьямуни,
он достиг
Просветления
под деревом
Бодхи в
индийском
городке
Бодхгая.
Считается,
что все
будды нашей
эпохи
достигнут
Просветления
именно в
этом городе,
ставшем
священным
для
буддийских
паломников. Будда
Кашьяпа
учил: Не
поступай
дурно, Накапливай
добродетели, Властвуй
над своим
умом. В
этом учение
Будды. БУДДА
ШАКЬЯМУНИ Будда Шакьямуни родился в 563 году до нашей эры в Лумбини, местечке, которое в настоящее время расположено на границе Индии и Непала. До того, как он стал просветленным, его звали Сиддхартха. Царевич Сиддхартха жил счастливой и беззаботной жизнью. У него была супруга и сын. Однако в возрасте 29 лет, выехав за пределы дворца, он увидел «Четыре знамения»: больного, старика, труп и монаха. Царевич, который до того знал лишь роскошь царского дворца, был настолько поражен увиденным, что тут же осознал, что простая человеческая жизнь переполнена страданием и болью. Сиддхартха отрекся от престола, оставил жену и ребенка и отправился на поиски духовного знания. Сперва он посвятил себя аскезе, однако через шесть лет понял, что подобные практики не приведут к освобождению от страданий. Придя в Бодхгаю, он сел под деревом Бодхи и поклялся, что не сойдет с места, покуда не достигнет Просветления. Наутро с земли поднялся уже не Сиддхартха, но Будда Шакьямуни. Три
поворота
Колеса
Дхармы Лишь
семь недель
спустя
Будда
Шакьямуни
согласился
передать
свои учения
людям. Это
был “Первый
поворот
Колеса
Дхармы”.
Будда
поведал
людям
Четыре
Благородные
Истины:
жизнь – это страдание;
у страдания
есть
причина;
страдание
можно
прекратить;
и есть путь,
ведцщий к
прекращению
страданий.
Затем, на
горе Грифов,
Будда
повернул
Колесо
Дхармы во
второй раз,
дав учение
об истинной
природе
вещей –
пустотности
всех
явлений. Это
учение
получило
название «Сутра
Совершенной
Мудрости» («Праджняпарамита»).
В третий
раз Будда
повернул
Колесо
Учения в
Вайшали,
разъяснив
все толкования
своего
учения. Эта
проповедь
известна
как «Сутра
разоблачения
помыслов».
Каждое
поучение
Будда давал,
принимая во
внимание
способности
слушающих
его. Оттого
и возникло
огромное
количество
учений,
называемых
сутрами,
числом в 84
тысячи. Последняя
проповедь
Будды В
возрасте 80
лет в
Кушинагаре
Будда дал
свое
последнее
наставление
– о важности размышлений
о
мимолетности
всего
сущего:
Все сущее
непостоянно
–
Вот
последнее
учение
Татхагаты. Сказав
так он ушел
в нирвану. По
сей день
Лумбини,
Бодхгая,
Вайшали и
Кушинагар –
священные
места
паломничества
для
буддистов
со всего
мира.
БЛИЖАЙШИЕ
УЧЕНИКИ
БУДДЫ
ШАКЬЯМУНИ Маудгальяяна
и Шарипутра Маудгальяяна,
один из
известнейших
учеников
Будды,
обладал
чудесным
пророческим
даром. Шарипутра
же
прославился
тем, что
задавал
Будде
множество
вопросов о
природе
вещей и
пустоте, тем
самым
вдохновив
его
преподать
учение о «Совершенной
Мудрости».
Вот что
говорил
Будда об
этих
учениках:
«О монахи,
следуйте за
Шарипутрой
и
Маудгальяяной;
общайтесь с
Шарипутрой
и
Маудгальяяной.
Мудрые
монахи
помогают
тем, что
стремится к
святости».
Ананда Двоюродный
брат Будды
по имени
Ананда был
его
помощником
на
протяжении
25 лет. Он
достиг
Просветления
после ухода
Будды. Вот
что
рассказывают
о нем: «Однажды
Ананда
проходил
мимо
колодца и
попросил
Пакати,
девушку из
касты
неприкачаемых,
подать ему
воды. «О
монах, мое
низкое
происхождение
не
позволяет
подать Вам
воды, –
молвила
Пакати. -
Ведь иначе
Ваша
святость
будет
осквернена».
«Я просил
воды, а не
знатности», -
отвечал
Ананда.
Сердце
Пакати
преисполнилось
радости, и
она
поднесла
Ананде воду.
Узнав о том,
что Ананда –
ученик
Будды, она
пришла к
Учителю с
такими
словами:
«О Великий
Будда,
помоги мне!
Позволь
жить там,
где живет
твой ученик
Ананда, дабы
я могла
постоянно
видеть его и
прислуживать
ему, ибо
я люблю
Ананду!”
Будда,
прозрев ее
сердце,
отвечал так:
«Пакати,
воистину
сердце твое
полно любви,
но ты не
понимаешь
собственных
чувств. Не
Ананду ты
любишь, но
его доброту.
Прими же то
добро, что
дал тебе
Ананда, и
подари его
другим». НАГАРДЖУНА Нагарджуне
открылось,
что лишь
немногие
постигли
учение
Будды
Шакьямуни
об истинной
природе
вещей,
изложенное
Великим в «Праджняпарамите».
Он также
открыл, что без
постижения
этого
учения не
удастся
вырваться
из сансары -
бесконечного
круговращения
в мирах
страданий.
Посему
Нагарджуна
составил
пять
трактатов,
разъясняющих
учение
мадхьямиков,
известное
как «Срединный
Путь». Суть
Срединного
Пути в том,
что
абсолютная
и
относительная
истины не
противоречат,
но
дополняют
друг друга.
Нагарджуна
показал, что
даже
мельчайший
атом не
обладает
независимым
существованием
(абсолютная
истина), но
при и он
этом
подчиняется
закону
кармы (относительная
истина).
Закон кармы
в том, что
недобродетельные
действия
приводят к
страданию,
добродетельные
же – к
счастью.
БОДХИСАТТВА
ЧОПАК Этот
великий
мастер
славился
своей
неколебимой
преданностью
духовному
учителю. В
«Сутре о
счастливой
кальпе»
говорится,
что, хотя он
и обрел
великие
духовные
достижения,
позволяющие
ему видеть
будд и
общаться с
ними,
Бодхисаттва
Чопак все же
продолжал
искать
своего
духовного
учителя.
Когда же он,
наконец,
нашел его,
то, прежде
чем войти в
храм, где
пребывал
учитель,
Бодхисаттва
Чопак
тщательно
подмел и
вымыл
площадку
перед
храмом в
знак
глубочайшего
уважения.
ЙЕШЕ
ЦОГЬЯЛ Йеше
Цогьял –
тибетская
принцесса,
жившая в IX веке нашей
эры и
ставшая
просветленной
йогиней.
Йеше Цогьял
была
спутницей
великого
святого
Падмасамбхавы,
который
принес
буддизм в
Тибет. «Йеше»
значит «изначальная
мудрость», «Цогьял»
- «царица
безграничного
ума». Сила ее
заключалась
в том, что в
любой
жизненной
ситуации
она видела
возможность
для новых
духовных
достижений. Представленные
реликвии –
фрагменты
текстов,
написанных
Йеше Цогьял
под
руководством
Падмасамбхавы,
который
также
является
основателем
традиции «терма»,
так
называемых
«скрытых
учений»
школы
Ньингма. Терма
– это учения,
спрятанные
от людских
глаз до
положенного
срока. Они
пробуждают
в нашедшем
их духовном
практике
знания и
духовные
реализации,
они также
представляют
собой
руководство
к действию
для того,
кто находит
их. Йеше
Цогьял
записывала
мистические
поучения
Падмасамбхавы
и прятала их
в разных
местах
Тибета для
духовных
практиков
грядущего.
ЛАМА АТИША Лама
Атиша (982 – 1054 гг.
н.э.) -
бенгальский
принц,
выдающийся
ученый
знаменитого
буддийского
университета
Наланда. В
ту пору в
Тибете было
много
споров об
учениях
сутры и
тантры, и
тогдашний
тибетский
царь Йеше Од
пригласил
Атишу к себе,
чтобы тот
вновь дал
людям
учение
Будды в его
абсолютной
чистоте. Увы,
Йеше Од был
захвачен в
плен царем
Гарлоком.
Вместо того,
чтобы
откупиться
от
небуддийского
царя, Йеше
Од приказал
пустить все
деньги из
царской
казны на
снаряжение
посланцев к
ламе Атише,
дабы тот
посетил
Тибет.
Вскоре царь
Йеше
скончался в
тюрьме. Атиша
был очень
тронут
благородной
жертвой
царя и
отправился
в Тибет,
чтобы
передать
людям
Страны
снегов
учения
Будды,
полученные
им по
непрерывной
линии
преемственности.
В Тибете
Атиша
написал
знаменитый
трактат «Светоч
на пути к
Просветлению».
Текст этот
знаменателен
тем, что
впервые в
одной книге
были
собраны и
систематизированы
все
поучения
Будды
Шакьямуни.
Великий тибетский йогин Миларепа родился в 1052 году н.э. Его богатый отец скончался, когда Миларепа был еще очень мал, и его злой дядя присвоил себе все наследство. По наущению матери Миларепа принялся изучать черную магию, уничтожив своего дядю и его приспешников. Позднее, терзаемый муками совести за содеянное, Миларепа отправился на поиски духовного наставника. Им стал Марпа-переводчик, который обращался со своим учеником довольно жестко: вместо духовных поучений Миларепа получал лишь тяжелую и изнурительную работу. Только так Миларепа смог очиститься от всего того зла, что он совершил.
Однажды
Марпа
приказал
Миларепе
возвести
башню
голыми
руками, а
затем, когда
постройка
была
завершена,
снести ее до
основания и
построить
другую.
Миларепа
снова и
снова
возводил и
рушил
возведенные
тяжелым
трудом
здания, пока
полностью
не очистил
собственную
карму.
Лишь после
этого Марпа
счел нужным
дать
Миларепе
необходимые
поучения и
посвящения.
Тот,
скрывшись в
пещере, не
имея
никакой
иной еды,
кроме
крапивы,
стал истово
упражняться
в духовных
практиках и
достиг
просветления
за одну
жизнь. Свои
духовные
открытия
Миларепа
преподавал
в форме
песен. Вот
одна из них:
Размышляй о
нерожденной
природе ума:
Ум подобен
пространству
- ни центра,
ни границ;
Подобен
солнцу и
луне – ясный
и чистый;
Подобен
горе –
недвижим и
неколебим;
Подобен
океану –
глубок и
бесконечен. Гораздо
позже
Миларепа
сказал
своему
ученику
Гампопе, что
передал
тому все
свои знания,
кроме
одного. С
этими
словами
Миларепа
повернулся
к Гампопе и
задрал юбку.
«Видишь?» –
спросил он,
демонстрируя
свой зад,
покрытый
мозолями,
будто
панцирем.
«Вот так по
большому
счету я и
достиг
Просветления:
сидел и
медитировал.
Хочешь
обрести его
в этой жизни?
Поступай
так же. Вот
тебе мое
последнее
наставление».
ЛАМА
ЦОНКАПА Лама
Цонкапа (1357 – 1419
гг. н.э.)
родился к
области
Цонка,
в
провинции
Амдо на
востоке
Тибета. С
малых лет он
посвятил
себя
духовным
практикам,
преобразующим
тело и ум. О
его
подвигах
ходят
легенды; так,
рассказывают,
что однажды
он совершил
3 500 000 полных
простираний,
и на полу
храма
остался
отпечаток
его тела.
Лама
Цонкапа –
основатель
школы
гелугпа и
автор
многих
классических
текстов, в
частности,
знаменитого
«Ламрим
Ченмо» («Великого
трактата об
этапах пути
к
Просветлению»).
Однажды ранним утром 62-летний Цонкапа сидел в позе лотоса в медитации. Внезапно он перестал дышать. Присутствующие монахи видели, что тело его излучает свет; значит, в бардо (промежуточное состояние между жизнью и смертью) он вошел, уже будучи просветленным. Цонкапа
учил: Если
б ты знал,
как сложно
обрести
человеческое
рождение, Жить,
как все,
было бы
невыносимо. Если
б ты видел,
какое
благо оно в
себе
заключает, То
пожалел бы,
что твоя
жизнь
проходит
без толка. Если
б ты думал о
смерти, То
готовился
бы к будущим
жизням. Если
б ты думал о
причине и
следствии, То
не поступал
бы так
опрометчиво.
ГЬЯЛВА
ЭНСАПА Великий
мастер
школы
Кадампа,
Гьялва
Энсапа (1505-1566 гг.
н.э.), родился
в местечке
Энса, что в
Лхаку, у
реки Цанг.
Он, подобно
Миларепе,
достиг
Просветления
в течение
одной жизни,
но, в
отличие от
Миларепы,
гораздо
быстрее и
легче.
В
ранней
юности
Гьялве
Энсапе
привиделось,
будто
самсара
есть
бескрайнее
море
пылающего
негасимого
огня.
Вследствие
этого он
захотел
стать
монахом и в 11
лет принял
обет у
Дракпы
Дондруба,
настоятеля
монастыря
Чокор Удинг.
Ко всему,
что
творилось в
этом мире,
он
чувствовал
глубокое
отвращение,
однако
вместе с тем
был
преисполнен
сострадания
ко всему
живому и при
виде любого
существа
думал: «Как я
могу спасти
его от
темницы
бесконечных
перерождений
в
круговороте
бытия?» Гьялва
Энсапа
учился
практике
самадхи (концентрации)
у Пемы Чана.
Он
медитировал
в
заброшенных
и безлюдных
местах, в
оврагах и у
подножия
холмов, не
задумываясь
ни о том,
сколько
времени ему
понадобится
на это, ни о
том, сколько
усилий
придется
приложить.
Когда ему
исполнился
21 год, он мог
находиться
в самадхи
денно и
нощно. В
результате,
что бы ни
делал
Гьялва
Энсапа, он
испытывал
величайшее
блаженство.
Вот
чему он учил: “Слушая,
размышляя и
практикуя
Дхарму,
должно
поставить
целью
подчинить
собственный
ум. Затем
нужно
тщательно
исследовать
духовный
путь,
противопоставляя
анализ
скверне
эмоций. Тот,
кто
утверждает,
будто
изучил
Дхарму, не
исследовав
при этом
всех
традиций
Махаяны, и
постоянно
пререкается
по любому
поводу: “Ты
думаешь вот
так? А я
думаю иначе!”,
не смыслит
в Дхарме
ничего”.
В
тибетском
буддизме
существует
четыре
основных
школы –
Ньингма,
Сакья, Кагью
и Гелуг.
Духовным
лидером
школы Кагью
является
Его
Святейшество
Кармапа,
который
считается
воплощением
всех
благословений
этой линии.
Вплоть до
настоящего
времени
каждый
Кармапа
перед
смертью
оставляет
письмо, в
котором
указывает
все
обстоятельства
своего
будущего
перерождения.
Первый
Кармапа
умер в
возрасте 84
лет. В пепле
погребального
костра было
найдено его
сердце,
нетронутое
огнем;
некоторые
из его
костей
превратились
в образы
будд.
МАСТЕР
ГУАНЬ-ЧИН Мастер
Гуань-чин
родился в 1892
году в
провинции
Фуcинь.
Родители
его были
ужасно
бедны, и
потому
продали
Гуань-чиня в
услужение
семье Ли.
После
смерти
родителей в
1902 году
одиннадцатилетний
Гуань-чин
осознал
мимолетность
человеческой
жизни и
принял
прибежище у
мастера Рай-фана
из
монастыря
Чен-тинь. 25
лет спустя
Гуань-чин
стал
монахом. С
ранних лет
он
отличался
своей
аскетичностью.
Так одной из
обязанностей
Гуань-чина
было
звонить
поутру в
колокол.
Однажды ему
случилось
проспать, и
с тех пор
Гуань-чин
никогда не
спал лежа,
дабы не
повторить
подобной
ошибки. В
возрасте 95
лет, в
первый день
китайского
Нового года
Гуань-чин
созвал всех
своих
учеников,
которые к
тому
времени
сами стали
настоятелями
разных
монастырей,
и объявил о
своей
скорой
смерти.
Затем он
заранее
распределил
свои
реликвии
между
разными
монастырями.
На пятый
день Нового
года Гуань-чин
приказал
своим
ученикам
снова
собраться и
повторять
имя Будды
Амитабхы. «Никто
не приходит,
никто не
уходит,
ничего не
происходит»,
– сказал он,
улыбнулся и
навсегда
закрыл
глаза. Так
он передал
ученикам
свое
последнее
учение. ЕГО
СВЯТЕЙШЕСТВО
ДАЛАЙ-ЛАМА XIV «Далай-лама»
означает «океан
мудрости».
Его
Святейшество
родился 6
июля 1935 года в
крестьянской
семье из
деревушки
Тацер, что в
Амдо, на
северо-восточной
границе
Тибета. В
возрасте
двух лет его
признали
перерождением
предыдущего
Далай-ламы,
и в 1940 году
Тензина
Гьяцо
возвели на
трон во
дворце
Потала. В 16
лет, после
вторжения
китайских
коммунистов,
Далай-лама XIV взял на
плечи свои
руководство
Тибетом,
однако в
марте 1959 был
вынужден
тайно
покинуть
страну. С
этого
времени и по
сегодняшний
день Далай-лама
XIV
находится в
изгнании в
индийском
городе
Дхарамсале. Его
Святейшество
говорит, что
не проходит
и дня, чтобы
он не думал
о тяжелой
судьбе
тибетского
народа, но,
тем не менее,
он остается
сторонником
мирных
переговоров
с Китаем.
«По моему убеждению, именно в самые тяжелые периоды нашей жизни, мы обретаем настоящее знание и опыт. Если вы выбираете легкий путь, вам кажется, что все в полном порядке. Но затем вы внезапно сталкиваетесь с серьезной проблемой, и впадаете в отчаяние. В действительности, именно в такие сложные моменты мы получаем возможность учиться, взращивать в себе духовную силу, решимость и мужество, необходимые нам, чтобы преодолевать с трудности. Кто же дает вам эту возможность? Никто иной, как ваш так называемый «враг»! Я не говорю о том, что нужно подчиняться врагу или склоняться пред ним. Иногда, если того требуют обстоятельства, мы можем поступать очень жестко, но в глубине нашего сердца должен быть покой и сострадание». В 1989 году
Далай-Лама
получил
Нобелевскую
премию мира.
Тибетцы и
многие
другие
последователи
буддизма
считают Его
Святейшество
воплощением
Авалокитешвары
(Ченрезига),
Будды
Сострадания.
Хотя он
постоянно
повторяет,
что он – «простой
монах»,
исключительные
качества
этого
человека
очевидны.
Всемирно
известный
ученый,
автор
научных и
публицистических
трудов,
серьезный
духовный
практик, Его
Святейшество
постоянно
дарит людям
свое
сострадание
и любовь. Тексты
взяты из
брошюры «Heart
Shrine
Relic
Tour»
по
согласованию
с авторами.
|
||
Галерея
искусств
Зураба
Церетели (Российская
академия
художеств) Адрес:
ул.
Пречистенка,
дом 19 (м.
Кропоткинская,
м. Парк
культуры) вторник
-
воскресенье
12.00-20.00 (касса до 19.00),
воскресенье
12.00-19.00 Справки: тел/факс. 201-4771 тел. 201-4150
|
2004-2021 © Ðåãèîíàëüíàÿ îáùåñòâåííàÿ îðãàíèçàöèÿ
ïî èçó÷åíèþ òðàäèöèîííîãî óêëàäà æèçíè è îáû÷àåâ íàðîäîâ Òèáåòà «Òèáåòñêèé äîì» Òåë.: +7-905-517-51-70 E-mail: chintamany@inbox.ru moscow@tibethouse.ru | Ðåêâèçèòû |