Yoga-bridge from Thurman to BG and back

Robert ThurmanIn November on Tibet House's invitation the main buddhologist of the West Robert Thurman came to Moscow . His lections-meetings took place in Tibet House and in the Cinema House. By the occasional coincidence at the same time in Moscow was the premier of a new film with his daughter, a favorite actress of Russian spectators Uma Thurman. Maybe that was the reason why Bob (that is how Dalai-lama tenderly call Robert in the foreword of his book The Infinite Life) was immensely exited and cheerful during his staying in Moscow .

Robert Thurman is the first western man, who became a Buddhist monk. For 30 years he is the head of the first in America department of indo-tibetan researches in the Columbian University and for 35 years he keeps up the friendship with Dalai-lama. Hollywood directors and many other people around the world appeal to his knowledge. Our correspondent managed to ask Robert few questions before his departure to the airport.

- Robert, philosophy of yoga and Buddhism are much identical. You are doing both (sometimes Thurman performs hatha-yoga asanas E.M.) What is yoga for you? Here in Russia we try to give definition to everything

- Yoga is filling of life with the perception of reality. You fill in your body, mind and heart. From the point of view of Buddhism this is enlightenment.

- Then you can mean everything you like by yoga.

- Yes, that is true!

- But what is hatha-yoga? Why did they find a separate word to name yoga, not some other word? The system of enlightenment, for instance?

-It is really called so: the system of reaching the enlightenment. But there are different philosophies. For example Yoga-sutras by Patanjali are based on the philosophy of sankhyas and the desire to reach chitta-vritti-nirodha. This is a special state of mind. This aim is really dual. It is very close to the monastic Buddhism of Mahayana. The aim of this religion is to leave the secular world. The word nirodha means the same as nirvana. That is the end of everything. There's no focus on asanas and pranayama in Yoga-sutras. The last definition of hatha-yoga, wide-spread in the world, is based on the philosophy of tantra. That is non-duality like Advaita Vedanta. This is the tradition where the preference is given to the achievement of enlightenment with the help of the body.

The aim is not to leave the body and put and end to everything, but vice a versa: to open one's mind, make the body the instrument of compassion and wisdom. For this purpose we make movements asanas and stretching, to unleash the nodes in the nerve system and chakras. But you can use the word yoga, implying everything, that leads to enlightenment, by it. This can be both physical practices, like different martial arts, and a simple maternity. It is any creative activity , profession or occupation !

In Indian civilization the key point is the perception of reality. That is what you think and what you are; what is this world for you and what do you prefer. From this point you choose how to think and what to do. This is yoga .

- How does the conscious change with the help of physical exercises?

- Mind and body are always interconnected. The body is the product of consciousness, which is the product of our thoughts. Even when we die, we want to have body very much to connect to other people. Buddha also wanted to get connected to a huge amount of sentient beings. There are three bodies of Buddha: the body of reality, the body of bliss and the body of manifestation. Thus , one can enable all the bodies .

The body of bliss is a huge cloud, which covers everything. The body of manifestation let the things appear. It is difficult for an ordinary being to understand this, because he is limited by his own body. But when a person can imagine this, then everything becomes yoga the attempt to reach this state.

From the endless stream of Thurman's inspiring speeches, that he gave in Moscow , there's one concerning creativity to be separately mentioned. A real artist and creator is yogi. Yogi of perceptibility. They have a vision different from the one, which common people have. They hack the tunnel to a wonderful world against the dull grey background of the everyday life, where other people won't notice anything special and sublime. This is how a poet looks at the pile of dung, but sees the play of the dew drops.

Thus, the people of creative professions open the world and people's conciseness. I'm just a professor, but I want to express my admiration to those, who are the creators, who try to live in the harmony with their emotions, thanks to the creativity. A real act of art happens in their hearts. Academician, like me, only studies this phenomenon. My daughter is my Goddess. Buddha and Jesus were great artists.

It becomes clear, why the power of art is so great and why creative personalities are so respected in our society. It is always interesting how these people have their creative path and the spiritual development crossed. One of the brightest representatives of our musical culture, Boris Grebenschikov managed to combine those two directions in one. How it happened he tells himself .

Since my childhood music influenced me in a special way, not like the others. And I suspected that people just don't hear what music has in it. Along with that I had an inner feeling that I was born in a wrong place. It seemed to me that everything in this world is not like it should be. This contradiction lasted for about 10 years. Then I heard Beatles and in a second everything became clear. I realized that there is a music, which utterly corresponds to my inner heart and destroys all the imposed ideas of the world. The world is not that dull, like everyone thinks! The world is beautiful, incredible, cannot be described with the words and is billion times better than the people react on it. Now I can affirm that music is the key to this world. Because everything in this Universe is based on a certain harmonious correlation. Even Pythagoras said that the book of Universe is written in the language of mathematics. It was known always. There exists a harmony of numbers, the golden section law, on which the life is based for thousands of years, and many other laws. Music is based on the principle of harmony, and harmony is an entity. And following the development of music one can see how the harmony develops, staying the same.

That's why when you feel the music, you open like with the key the rest of the world and you see that it is very simple. We won't live without the harmony. It is manifested in everything. For example, the correlation between the notes in the scale and the number of planet's orbits in the solar system is the same. The same correlation is in the micro world. Our whole world is one huge harmony. And on these connections all quasi mystical sciences, numerology and astrology are based. As a matter of fact there is only one science studying of the world's harmony.

I'll try to explain how the songs, hymns, invocations, mantras name them as you like- influence the person. All of them are magic in its essence. As far as the languages exist, where each name correlates to a certain combination of syllables, through the language the person has a definite system of connection with the world. Multiple repetition of the words leave the traces in the man's consciousness, and the words gain the power that can influence the world around. The words are combined from the syllables, where each syllable has a definite resonance frequency. It is considered, that some languages are closer to the primary source Sanskrit, Latin, Hebrew.

In cabbala for instance a detailed system of sounds, numbers and the surrounding world connection is worked out. But any developed language has the connection with the world around. By the way, Russian language and other Indo-European languages also came from Sanskrit. And if to understand the Russian language deeply, it appears to be not less sacral than Sanskrit, because the basic of the language is not the words, but the vibration of syllables. Vibrations of different degree and different level. Our life is also a vibration, our body vibrations. And modern physics doesn't argue with this at all. And when the vibrations of the syllables are added to the concentrated will of a man, who pronounces the words, definite changes in the world around happen.

This is the principle of magic and poetry, which is by itself a magical art. In the song it becomes stronger with the music. But for it to function in a right way, one should be an absolutely pure person. In India it is considered that Brahman-priests couldn't lie, that's why their words have a peculiar power. Many Englishmen when conquering India stated with surprise the refusal of Brahmans to lie, even while facing the death.

Boris Grebenschikov in a fantastic way synthesized in himself a mathematical education, spiritual search, knowledge of the world, creative approach to life and interest to yoga. And I don't know any other songs, which likewise awaken the imagination, charge with energy, purify the soul and give the essence of the main human values. Though maybe everything is in future


Source:
Elena Medina
Russian magazine Yoga

 

 

home | news | Tibet-2004 | Tibet-2005 | Partners | Tibet Houses around the world
  / Tibet House in Moscow
tel.: +7-905-517-51-70
E-mail: chintamany@inbox.ru   moscow@tibethouse.ru
© 2004-2021

Йога-мост от Турмана к БГ и обратно

Роберт ТурманВ ноябре в Москву по приглашению Тибетского Дома пожаловал «главный буддолог Запада» Роберт Турман. Его лекции-встречи прошли в Тибетском Доме и в Доме Кино. По случайному совпадению в это же время в Москве состоялась премьера нового фильма его дочери, любимой актрисы российского зрителя - Умы Турман. Может именно поэтому Боб, (как ласково называет Роберта Далай Лама в предисловии к его книге «Бесконечная жизнь»), был необычайно возбужден и весел все дни пребывания в Москве.

Роберт Турман – первый западный человек, ставший буддийским монахом. 30 лет он возглавляет первую а Америке кафедру индо-тибетских исследований в колумбийском университете и 35 лет поддерживает дружбу с Далай Ламой. К его знаниям обращаются режиссеры Голливудского кино и многие люди по всему миру. Нашему корреспонденту удалось задать Роберту несколько вопросов перед его отъездом в аэропорт.

- Роберт, философия буддизма и йоги во многом идентичны. Вы занимаетесь и тем и другим (иногда Турман выполняет асаны хатха-йоги – Е.М). Что по вашему есть йога? Мы тут в России всему стремимся дать определения…

- Йога – это наполнение жизни восприятием действительности. Вы наполняете ваше тело, ум и сердце. С точки зрения буддизма, - это просветление.

- Под йогой, тогда, можно понимать все, что угодно.

- Да так и есть, совершенно верно!

- Но что такое хатха-йога? Почему йогу назвали отдельным словом, а не как-нибудь еще? Система просветления, например?

- Она так и называются: система достижения просветления. Но существуют разные философии. Например «Йога-сутры» Патанджали основаны на философии санкхьи и желании достичь читта-вритти-ниродха. Это определенное состояние ума. Это очень двойственная цель. Она очень близка к монашескому буддизму Махаяны. Цель этой религии – оставить светский мир. Слово «ниродха» означает то же самое, что и нирвана. То есть прекращение всего. В «Йога-сутрах» нет фокуса на асанах и пранаяме. Последнее определение хатха-йоги, распространенное в мире, основано на философии тантры. То есть недвойственности типа Адвайта Веданта. Это традиции, где предпочтение отдается достижению просветления с помощью тела.

Смысл не в том, чтобы покинуть тело и прекратить все, а наоборот: открыть свой ум, сделать тело инструментом сострадания, сочувствия и мудрости. Для этого мы делаем движения - асаны и растяжки, чтобы развязать узлы в нервной системе и чакрах. Но вы можете использовать слово йога, подразумевая под ней все что угодно, что приводит к просветлению. Это могут быть как физические практики, типа различных единоборств, так и просто материнство. Это любое творчество, профессия или род занятий!

В индийской цивилизации ключевой позицией является восприятие действительности. То есть то, что вы думаете и чем являетесь; чем для вас является этот мир, и чему вы отдаете предпочтение. С этой позиции вы и выбираете, как думать и что вам делать. Это и есть йога.

- Как с помощью физических упражнений меняется сознание?

- Ум и тело всегда взаимосвязаны. Тело – это продукт сознания, то есть продукт наших мыслей. Даже когда мы умираем, мы очень хотим иметь тело для того, чтобы соединяться с другими людьми. Будда тоже желал соединяться с огромным количеством живых существ. Есть три тела Будды: тело реальности, тело блаженства и тело проявления. Таким образом, можно задействовать все тела.

Тело блаженства – это огромное облако, которое покрывает все. Тело проявления позволяет вещам проявляться. Обычному существу очень сложно это понять, поскольку оно ограничено своим телом. Но когда человек сможет это представить, тогда все становится йогой – попыткой достигнуть этого состояния.


Из всего бесконечного потока вдохновляющих речей Р.Турмана, которые прозвучали в Москве, хочется особенно выделить то, что касается творчества. «Настоящий художник и творец – йогин. Йогин чувствительности. У них есть видение отличное от того, в котором живут обычные люди. Они прорубают туннель в прекрасный мир на фоне скучной серой картины обыденности, где другие люди не заметили бы ничего особенного и возвышенного. Так поэт смотрит на кучу навоза, но видит игру капелек росы.

Таким образом, именно люди творческих профессий расширяют мир и сознание людей. Я просто профессор, но хочу выразить свое восхищение к тем, кто является творцом, кто пытается жить в согласии со своими эмоциями, благодаря творчеству. Настоящий акт искусства совершается в их сердцах. Академик, такой как я лишь изучает это явление. Моя дочь – моя Богиня. Будда и Иисус были великими художниками».

Становится понятно, почему так велика сила искусства и почему наиболее почитаемы в нашем обществе творческие личности. Всегда интересно, как у таких людей пересекается путь в творчестве с духовным развитием. Один из самых ярких представителей нашей музыкальной культуры, Борис Гребенщиков смог соединить эти два направления воедино. Каким образом – он рассказывает сам.

«На меня с детства музыка действовала не так как на всех остальных. И я подозревал, что люди просто не слышат того, что в музыке на самом деле есть. Вместе с тем, у меня все время было внутреннее подозрение, что я родился где-то не там. Мне казалось, что все в этом мире не совсем так, как должно быть. Это противоречие продолжалось лет до 10. Потом я услышал группу "Битлз" и ровно в одну секунду все встало на свои места. Я понял, что есть музыка, которая полностью соответствует моему внутреннему сердцу и уничтожает все навязанные представления о мире. Мир не такой скучный, как все думают! Мир прекрасен, невероятен, неописуем никакими словами и в миллиарды раз лучше, чем на него реагируют окружающие.

Теперь, я могу утверждать, что музыка - ключ к этому миру. Потому что все в этой Вселенной основано на определенных гармонических соотношениях. Это было известно всегда. И если сейчас мы об этом временно забыли – это не делает нам чести. Еще Пифагор говорил, что книга Вселенной написана на языке математики. Существует гармония чисел, закон золотого сечения, на котором строится вся жизнь тысячи лет и многие другие законы. Музыка строится по принципу гармонии, а гармония едина. И следя за развитием музыки, видно, как гармония развивается, оставаясь одной и той же.

Поэтому, когда ты чувствуешь музыку, ты открываешь как ключом весь остальной мир и видишь, что он очень прост. Не будь гармонии, мы бы не жили. Это проявляется во всем. Например, соотношение между нотами в гамме и числами орбит планет солнечной системы – одно и то же. Те же соотношения – в микромире. Весь наш мир – одна огромная гармония. И именно на этих связях основаны все якобы мистические науки: и нумерология, и астрология. На самом деле наука только одна – изучение гармонии мира.

Попробую объяснить, как действуют на человека песни, гимны, заклинания, мантры – называй, как хочешь. Все они по своей сути – магия. Поскольку существуют человеческие языки, где каждому понятию соответствуют определенные сочетания слогов, то через язык у человека возникает определённая система связи с миром. Многократные повторения слов оставляют следы в сознании человека, и слова обретают силу, способную воздействовать на окружающий мир. Слова состоят из слогов, где каждый слог имеет определённую частоту резонанса. Считается, что некоторые языки как бы «ближе к первоисточнику» - санскрит, латынь, древнееврейский.

В каббале, например, разработана подробнейшая система связи звуков, чисел и окружающего мира. Но любой развитый язык имеет связь с окружающим миром. Кстати, русский язык и другие индоевропейские языки тоже вышли из санскрита. И если глубоко понимать русский язык, он оказывается не менее сакральным, чем санскрит, потому что в основе языка лежат не сами слова, а вибрации слогов. Вибрации разного порядка и разного уровня. Наша жизнь - тоже вибрации, наше тело – вибрации. И современная физика с этим совсем не спорит. И когда вибрации слогов складываются с концентрированной волей человека, произносящего слова, происходят определенные изменения в окружающем мире.

Это – принцип магии и поэзии, которая сама по себе является магическим искусством. В песне же это усиливается действием музыки. Однако для того, чтобы все это действовало верным образом, нужно быть абсолютно чистым человеком. В Индии считалось, что жрецы-брахманы не могут лгать, поэтому их слова имеют неординарную силу. Отказ брахманов лгать, даже перед лицом смери, с удивлением многократно констатировали англичане при завоевании Индии».

Борис Гребенщиков фантастическим образом синтезировал в себе математическое образование, духовный поиск, знания о мире, творческий подход к жизни и интерес к йоге. И я не знаю других песен, которые так же пробуждают воображение, заряжают энергией, очищают душу и передают суть главных человеческих ценностей. Хотя быть может, все впереди…


Источник:
Елена Медина
Российский журнал «Йога»

 

на главную страницу

 

 

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты