Йога-мост от Турмана к БГ и обратно

Роберт ТурманВ ноябре в Москву по приглашению Тибетского Дома пожаловал «главный буддолог Запада» Роберт Турман. Его лекции-встречи прошли в Тибетском Доме и в Доме Кино. По случайному совпадению в это же время в Москве состоялась премьера нового фильма его дочери, любимой актрисы российского зрителя - Умы Турман. Может именно поэтому Боб, (как ласково называет Роберта Далай Лама в предисловии к его книге «Бесконечная жизнь»), был необычайно возбужден и весел все дни пребывания в Москве.

Роберт Турман – первый западный человек, ставший буддийским монахом. 30 лет он возглавляет первую а Америке кафедру индо-тибетских исследований в колумбийском университете и 35 лет поддерживает дружбу с Далай Ламой. К его знаниям обращаются режиссеры Голливудского кино и многие люди по всему миру. Нашему корреспонденту удалось задать Роберту несколько вопросов перед его отъездом в аэропорт.

- Роберт, философия буддизма и йоги во многом идентичны. Вы занимаетесь и тем и другим (иногда Турман выполняет асаны хатха-йоги – Е.М). Что по вашему есть йога? Мы тут в России всему стремимся дать определения…

- Йога – это наполнение жизни восприятием действительности. Вы наполняете ваше тело, ум и сердце. С точки зрения буддизма, - это просветление.

- Под йогой, тогда, можно понимать все, что угодно.

- Да так и есть, совершенно верно!

- Но что такое хатха-йога? Почему йогу назвали отдельным словом, а не как-нибудь еще? Система просветления, например?

- Она так и называются: система достижения просветления. Но существуют разные философии. Например «Йога-сутры» Патанджали основаны на философии санкхьи и желании достичь читта-вритти-ниродха. Это определенное состояние ума. Это очень двойственная цель. Она очень близка к монашескому буддизму Махаяны. Цель этой религии – оставить светский мир. Слово «ниродха» означает то же самое, что и нирвана. То есть прекращение всего. В «Йога-сутрах» нет фокуса на асанах и пранаяме. Последнее определение хатха-йоги, распространенное в мире, основано на философии тантры. То есть недвойственности типа Адвайта Веданта. Это традиции, где предпочтение отдается достижению просветления с помощью тела.

Смысл не в том, чтобы покинуть тело и прекратить все, а наоборот: открыть свой ум, сделать тело инструментом сострадания, сочувствия и мудрости. Для этого мы делаем движения - асаны и растяжки, чтобы развязать узлы в нервной системе и чакрах. Но вы можете использовать слово йога, подразумевая под ней все что угодно, что приводит к просветлению. Это могут быть как физические практики, типа различных единоборств, так и просто материнство. Это любое творчество, профессия или род занятий!

В индийской цивилизации ключевой позицией является восприятие действительности. То есть то, что вы думаете и чем являетесь; чем для вас является этот мир, и чему вы отдаете предпочтение. С этой позиции вы и выбираете, как думать и что вам делать. Это и есть йога.

- Как с помощью физических упражнений меняется сознание?

- Ум и тело всегда взаимосвязаны. Тело – это продукт сознания, то есть продукт наших мыслей. Даже когда мы умираем, мы очень хотим иметь тело для того, чтобы соединяться с другими людьми. Будда тоже желал соединяться с огромным количеством живых существ. Есть три тела Будды: тело реальности, тело блаженства и тело проявления. Таким образом, можно задействовать все тела.

Тело блаженства – это огромное облако, которое покрывает все. Тело проявления позволяет вещам проявляться. Обычному существу очень сложно это понять, поскольку оно ограничено своим телом. Но когда человек сможет это представить, тогда все становится йогой – попыткой достигнуть этого состояния.


Из всего бесконечного потока вдохновляющих речей Р.Турмана, которые прозвучали в Москве, хочется особенно выделить то, что касается творчества. «Настоящий художник и творец – йогин. Йогин чувствительности. У них есть видение отличное от того, в котором живут обычные люди. Они прорубают туннель в прекрасный мир на фоне скучной серой картины обыденности, где другие люди не заметили бы ничего особенного и возвышенного. Так поэт смотрит на кучу навоза, но видит игру капелек росы.

Таким образом, именно люди творческих профессий расширяют мир и сознание людей. Я просто профессор, но хочу выразить свое восхищение к тем, кто является творцом, кто пытается жить в согласии со своими эмоциями, благодаря творчеству. Настоящий акт искусства совершается в их сердцах. Академик, такой как я лишь изучает это явление. Моя дочь – моя Богиня. Будда и Иисус были великими художниками».

Становится понятно, почему так велика сила искусства и почему наиболее почитаемы в нашем обществе творческие личности. Всегда интересно, как у таких людей пересекается путь в творчестве с духовным развитием. Один из самых ярких представителей нашей музыкальной культуры, Борис Гребенщиков смог соединить эти два направления воедино. Каким образом – он рассказывает сам.

«На меня с детства музыка действовала не так как на всех остальных. И я подозревал, что люди просто не слышат того, что в музыке на самом деле есть. Вместе с тем, у меня все время было внутреннее подозрение, что я родился где-то не там. Мне казалось, что все в этом мире не совсем так, как должно быть. Это противоречие продолжалось лет до 10. Потом я услышал группу "Битлз" и ровно в одну секунду все встало на свои места. Я понял, что есть музыка, которая полностью соответствует моему внутреннему сердцу и уничтожает все навязанные представления о мире. Мир не такой скучный, как все думают! Мир прекрасен, невероятен, неописуем никакими словами и в миллиарды раз лучше, чем на него реагируют окружающие.

Теперь, я могу утверждать, что музыка - ключ к этому миру. Потому что все в этой Вселенной основано на определенных гармонических соотношениях. Это было известно всегда. И если сейчас мы об этом временно забыли – это не делает нам чести. Еще Пифагор говорил, что книга Вселенной написана на языке математики. Существует гармония чисел, закон золотого сечения, на котором строится вся жизнь тысячи лет и многие другие законы. Музыка строится по принципу гармонии, а гармония едина. И следя за развитием музыки, видно, как гармония развивается, оставаясь одной и той же.

Поэтому, когда ты чувствуешь музыку, ты открываешь как ключом весь остальной мир и видишь, что он очень прост. Не будь гармонии, мы бы не жили. Это проявляется во всем. Например, соотношение между нотами в гамме и числами орбит планет солнечной системы – одно и то же. Те же соотношения – в микромире. Весь наш мир – одна огромная гармония. И именно на этих связях основаны все якобы мистические науки: и нумерология, и астрология. На самом деле наука только одна – изучение гармонии мира.

Попробую объяснить, как действуют на человека песни, гимны, заклинания, мантры – называй, как хочешь. Все они по своей сути – магия. Поскольку существуют человеческие языки, где каждому понятию соответствуют определенные сочетания слогов, то через язык у человека возникает определённая система связи с миром. Многократные повторения слов оставляют следы в сознании человека, и слова обретают силу, способную воздействовать на окружающий мир. Слова состоят из слогов, где каждый слог имеет определённую частоту резонанса. Считается, что некоторые языки как бы «ближе к первоисточнику» - санскрит, латынь, древнееврейский.

В каббале, например, разработана подробнейшая система связи звуков, чисел и окружающего мира. Но любой развитый язык имеет связь с окружающим миром. Кстати, русский язык и другие индоевропейские языки тоже вышли из санскрита. И если глубоко понимать русский язык, он оказывается не менее сакральным, чем санскрит, потому что в основе языка лежат не сами слова, а вибрации слогов. Вибрации разного порядка и разного уровня. Наша жизнь - тоже вибрации, наше тело – вибрации. И современная физика с этим совсем не спорит. И когда вибрации слогов складываются с концентрированной волей человека, произносящего слова, происходят определенные изменения в окружающем мире.

Это – принцип магии и поэзии, которая сама по себе является магическим искусством. В песне же это усиливается действием музыки. Однако для того, чтобы все это действовало верным образом, нужно быть абсолютно чистым человеком. В Индии считалось, что жрецы-брахманы не могут лгать, поэтому их слова имеют неординарную силу. Отказ брахманов лгать, даже перед лицом смери, с удивлением многократно констатировали англичане при завоевании Индии».

Борис Гребенщиков фантастическим образом синтезировал в себе математическое образование, духовный поиск, знания о мире, творческий подход к жизни и интерес к йоге. И я не знаю других песен, которые так же пробуждают воображение, заряжают энергией, очищают душу и передают суть главных человеческих ценностей. Хотя быть может, все впереди…


Источник:
Елена Медина
Российский журнал «Йога»

 

на главную страницу

 

 

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты