Выступление д-ра Наванга Рабгьяла

Выступление представителя Его Святейшества Далай-ламы
д-ра Наванга Рабгьяла на ретрите по Лоджонгу

Наванг РабгьялПредлагаем вашему вниманию речь официального представителя Его Святейшества Далай-ламы в России д-ра Наванга Рабгьяла с заключительной сессии всероссийского ретрита по Лоджонгу, прошедшего в первых числах ноября 2013 года в подмосковном пансионате Ершово.

Геше-ла: Сегодня для всех нас большая удача приветствовать здесь представителя Его Святейшества Далай-ламы в России – доктора Наванга Рабгьяла. 20 лет назад д-р Наванг Рабгьял приехал в Россию в качестве представителя Его Святейшества, и я также прибыл сюда как духовный представитель Его Святейшества. С самого начала мы вместе выполняли работу по возрождению буддизма в России. И я хотел бы попросить д-ра Наванга Рабгьяла произнести несколько слов о ситуации в Тибете, где так много людей в наши дни погибают и сжигают себя заживо.

Д-р Наванг Рабгьял: Уважаемый Учитель Дхармы геше Тинлей и мои дорогие друзья! Я очень рад присутствовать здесь сегодня. Я хотел бы выразить вам свою благодарность за теплый прием и возможность провести с вами это время. В особенности я хотел бы сказать спасибо Геше-ла за приглашение на эту встречу. В первую очередь, я хотел бы сказать, что, когда Геше-ла передал мне это приглашение через моего друга Наванга Риглама, у меня возникло некоторое колебание, стоит мне приходить сюда или нет. Я подумал, что, может быть, я отниму у вас драгоценное время вашего ретрита и что некоторые люди могут подумать: «Почему эти люди пришли сюда и отвлекают от учений Геше-ла?» Потом мне позвонил Геше-ла и сказал: «Вы должны приехать! Мои ученики будут рады видеть Вас здесь!» И поскольку я назван представителем Его Святейшества, я чувствовал, что должен приехать сюда.

Как отметил Геше-ла, мы знаем друг друга с 1993 года. В Москву я приехал в марте 1993 года, и на тот момент я был единственным тибетцем в России. Мы открыли здесь центр тибетской культуры и информации. Насколько месяцев спустя в июне или июле Геше-ла присоединился ко мне. В Россию Геше-ла направил Его Святейшество Далай-лама, когда Геше-ла проводил затворничество в горах Дхарамсалы. К настоящему моменту Геше-ла уже 20 лет служит учению Будды в России. И я хотел бы передать свои поздравления Геше-ла в связи с двадцатилетним юбилеем его выдающегося служения распространению учения Будды в великой России. Как вы знаете, недавно он был награжден почетной грамотой республики Калмыкия за большой вклад в укрепление и сохранение духовного и культурного наследия народа республики и всей страны. Несколько лет назад он был также удостоен высшей награды республики Тува. Я надеюсь и верю, что Геше-ла еще ждут многочисленные награды всевозможных учреждений.

Переходя непосредственно к теме, Геше-ла попросил меня коротко рассказать о ситуации в Тибете, но я не знаю, каков ваш уровень осведомленности о происходящем в Тибете, поэтому, не желая занимать ваше драгоценное время, я подумал, что нам лучше всего устроить сессию вопросов-ответов, чтобы наша встреча прошла наиболее интересно.

Единственное, что я бы хотел вам сказать, что тибетский вопрос – не просто политический, это нечто большее. Это вопрос сохранения духовности и культуры, которые принадлежат всему миру. Поскольку уникальное тибетское культурное наследие может представлять ценность для современного мира и цивилизации, это наша моральная ответственность – сохранять и защищать его, потому что это наше общее наследие, наша общая собственность. Как вы знаете, записанная тибетская история насчитывает более двух тысяч лет. В соответствие с современными археологическими открытиями возраст тибетской цивилизации оценивается в 3–5 тысяч лет. Тибет обладает уникальным культурным наследием. С 17 по 19 века Тибет был одной из самых могущественных стран Центральной Азии. Мы обладали уникальным языком и культурой. На тот момент, когда буддизм пришел в Тибет, у нас была своя религия – бон. Некоторые западные ученые говорят о том, что тибетцы очень мудры – они приняли буддизм из Индии, кулинарное искусство из Китая, а стиль одежды из Монголии. Но я не знаю, насколько в действительности мы мудры. Я вовсе не мудрый.

Мне также хотелось бы отметить, что Тибет с точки зрения расы, культуры и языка на протяжении многих веков являлся отдельной от Китая нацией. Когда в 1949 году в Китае к власти пришла коммунистическая партия, началась оккупация Тибета. Тогда Его Святейшество Далай-лама и 80 тысяч других тибетцев бежали из Тибета в Индию. И в качестве первого направления в политике Его Святейшества нашей задачей было сохранение нашей уникальной культуры в Индии. И первый шаг был связан с образованием.

Как вы знаете, в Индии есть тысячи школ, и было бы очень легко отправлять детей в индийские школы, но под руководством Его Святейшества постепенно начали открываться тибетские школы, где давалось как современное, так и традиционное образование. Мы с Геше-ла – результат работы тибетских школ в Индии. Как я вам говорил, нам в школах давалось как традиционное, так и современное образование. И то и другое очень важно, как людям, чтобы передвигаться, нужны две ноги.

Кроме того, мы основали в Индии все крупнейшие тибетские монастыри. Как вы знаете, до 1959 года в Тибете существовало более шести тысяч монастырей. И эти монастыри представляли собой не просто места поклонения, а, скорее, учебные центры по изучению живой философии, литературы, тибетской медицины и искусства. Многие из них были уничтожены китайцами, особенно в ходе Культурной революции. В соответствие с политикой либерализации, вступившей в действие в 1979–1980 гг., некоторые из них были восстановлены. Но сейчас в этих монастырях не ведется такого интенсивного обучения, как до 1959 года или как в наши дни в Индии – они скорее напоминают музеи для туристов. Управление в монастырях осуществляется таким органом, как Комитет управления, который целиком и полностью сформирован членами коммунистической партии, а не монахами.

Тибетское население насчитывало порядка шести миллионов. В условиях китайской оккупации было уничтожено около 1,5 миллионов тибетцев. Если говорить коротко, то главные проблемы в Тибете – политические репрессии, экономическая маргинализация, загрязнение окружающей среды и культурный геноцид.

Что касается характера тибетской борьбы, мы не настроены против китайского народа, мы не против Китая, мы против китайской политики в Тибете. Под мудрым руководством Его Святейшества Далай-ламы с 1974 года мы следуем политике срединного пути, в соответствие с которой мы стремимся не к независимости, а к подлинной автономии, в условиях которой мы могли бы сохранить свою самобытность и культуру. В действительности это не противоречит китайской конституции, наоборот, в ней предусмотрено предоставление автономии народам отдельных национальностей.

В целом в настоящий момент ситуация в Тибете крайне трагична. Как вы знаете, с 2009 года 120 тибетцев сожгли себя заживо по той причине, что обычные демонстративные выступления в Тибете мгновенно пресекаются властями с последующим арестом демонстрантов, поэтому чтобы просто выразить свой протест против китайской политики правления они прибегают к самосожжениям. Они не убили ни одного китайца, не сожгли ни одного китайского магазина или ресторана… Итак, как я отметил, ситуация очень печальна, но мы надеемся, что в конце концов китайские лидеры осознают необходимость разрешить эту проблему, ведь мы не просим независимости. Мы сохраняем уверенность в том, что тибетский вопрос будет разрешен мирным путем при жизни Его Святейшества Далай-ламы. И это в общих интересах как тибетского, так и китайского народов.

Как известно, институт Далай-лам существовал 360 лет, но в 2011 Его Святейшество Далай-лама XIV передал всю свою политическую власть и полномочия демократически избранному в изгнании тибетскому политическому лидеру. Его Святейшество является нашим духовным лидером, он наш защитник, а также представитель безгласных тибетцев, живущих в условиях китайского правления. Он является символом нашей надежды, единства и нашего устремления. Как вы знаете, Его Святейшество – один самых ярких деятелей во всем мире. Он объездил практически все континенты на Земле. И куда бы он ни направился: на восток или запад, главная его миссия имеет три направления. Первое – продвижение общечеловеческих ценностей, таких как сострадание, доброта, терпимость, всесторонняя ответственность. Второе – укрепление гармонии между основными мировыми религиями посредством установления межрелигиозного диалога. И третье – сохранение и развитие уникального тибетского культурного наследия, которое, как я упоминал, принадлежит всему миру.

Возможно, кто-то из вас получал учение от Его Святейшества Далай-ламы в Индии. К сожалению, в последние годы Его Святейшество не имеет возможности посетить Россию. Но, может быть, вы знаете, что первый визит Его Святейшества в Россию состоялся в 1979 году, еще во времена советской власти. Потом Его Святейшество бывал здесь в 1982, 1986 и в 1991 годах на пороге падения коммунистического режима. В 1992 году Его Святейшество посещал Москву, Бурятию, Туву и Калмыкию. Также Его Святейшество приезжал с визитом в Москву в 1994 и 1995 годах. А в 1995 Его Святейшество был приглашен в Госдуму Комитетом по вопросам религии и прав человека.

Его Святейшество всегда подчеркивал уникальный характер отношений между «Великой Россией» и Тибетом. Когда бы Его Святейшество ни упоминал Россию, он всегда говорит «Великая Россия». Поскольку Россия занимает очень важное положение, являясь «мостом» между Западом и Востоком. Его Святейшество всегда считал, что Россия обладает огромным потенциалом. Как вы знаете, с конца 17-го века буддизм начал постепенно распространяться в Бурятии, Калмыкии и позже в Туве, поэтому наш исторический контакт и духовная связь насчитывает несколько веков. Я уверен, что в будущем Его Святейшество сможет посетить Россию и вы сможете увидеть Его Святейшество, поскольку история не стоит на месте, политика также продолжает меняться. В политике нет ничего постоянного: кто утром друг, вечером может стать врагом. У вас есть такой опыт, вы это очень хорошо знаете. Итак, я хотел обратиться к вам с таким вступительным словом, чтобы вам легче было задавать вопросы.

Наванг Рабгьял

Вопрос: В Китае власть не так давно перешла к новому политическому лидеру. Не намечается ли в связи с этим каких-либо изменений в политике Китая по отношению к Тибету?

Д-р Наванг Рабгьял: Сейчас говорить еще слишком рано, но в целом заметны признаки того, что новые лидеры стараются придерживаться более реалистичного подхода. Когда Его Святейшество Далай-лама посещал Тибет в 1955–1956, его встречал отец нынешнего президента КНР. Поэтому, возможно, он очень хорошо знает Его Святейшество. По словам китайских экспертов, нынешний президент более либерален, но в политбюро есть и множество сторонников жестких мер, мнение которых ему также приходится учитывать. Но рано или поздно им придется решить эту проблему.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, все ли тибетцы направились вместе с Далай-ламой в Индию или кто-то иммигрировал в другие страны? И каков размер тибетских поселений в других странах?

Д-р Наванг Рабгьял:  Как я отмечал, население тибетцев составляло порядка шести миллионов, и позже вместе с Его Святейшеством в Индию перебралось около 80 тысяч человек. В дальнейшем число беженцев постепенно росло, и в настоящей момент в Индии насчитывается порядка 100 тысяч тибетцев, в Непале – 20 тысяч, в Бутане – около трех тысяч, также тибетцы живут и в разных западных странах – в Швейцарии порядка пяти тысяч. Что касается других европейских стран, то я не могу назвать точной цифры. В Америке, я думаю, население около десяти тысяч, в Канаде около семи тысяч; в Южной Африке тоже живут два тибетца. Так что тибетцы как цыгане.

Вопрос: Каким образом, на Ваш взгляд, каждый отдельный человек мог бы помочь в разрешении тибетского вопроса?

Д-р Наванг Рабгьял:  Мы находимся в России. И я знаю, какова ситуация в России и каково отношение россиян к тибетскому вопросу. Существуют новые правила, в соответствии с которыми, если вы хотите выступить с акцией протеста, вам нужно получить разрешение.

Самое лучшее – это информирование о тибетском вопросе. Если вы посещаете Тибет, наблюдайте за тем, что там происходит. Пожалуйста, рассказывайте членам своей семьи, своим друзьям о том, что в Тибете делают китайцы. Если китайцы делают что-то хорошее, вам нужно рассказывать обо всем хорошем, что они делают. Если они делают что-то плохое, вы также должны раскрывать эту правду. Я уже говорил о характере нашей борьбы: мы не настроены против китайского народа. Так, вам нужно информировать своих друзей, а те в свою очередь будут рассказывать своим друзьям о происходящем в Тибете, и далее эта информация будет распространяться на уровне города, области и всей страны, чтобы по-настоящему осведомить россиян о том, что происходи в Тибете.

Поскольку Россия является демократической страной с избираемым правительством, вы можете писать членам вашего парламента о тибетском вопросе. Если говорить о поддержке тибетского вопроса, то она не сводится к одним лишь демонстрациям. Акции протеста – это хорошо, но и кроме них можно сделать многое. Даже если вы просто молитесь о благополучии Тибета, это тоже поддержка тибетского вопроса.

Вопрос: У нас в Москве с целью сохранения тибетской культуры открыта школа тибетского искусства. Там проходит обучение тибетским танцам, философии. Еще мы собираемся сделать библиотеку тибетской культуры и оказывать непосредственную помощь монастырям в Тибете. Скажите, пожалуйста, полезно ли все это? Могут ли в принципе русские люди сохранить тибетскую культуру или это очень сложно?

Д-р Наванг Рабгьял:  Я думаю, что это очень хорошая мысль. Как я уже отмечал уникальное наследие тибетской культуры и искусства принадлежит всему миру. И я также говорил, что это наша моральная ответственность – сохранять его и развивать. Я знаю, что у вас есть особый проект, поэтому просите друзей оказать вам поддержку.

Геше-ла: Я бы хотел сказать большое спасибо доктору Навангу Рабгьялу за то, что он к нам приехал. Как он правильно отметил, если бы тибетский вопрос был исключительно политическим вопросом, тогда он не был бы столь важным. Но это очень большой вопрос, связанный с сохранением богатой буддийской культуры, традиций, которые являются сокровищами нашего мира. Поэтому если мы сможем мирно разрешить тибетский вопрос, тем самым мы в значительной степени поспособствуем сохранению мира в нашем мире. Поэтому я считаю, что на всех нас – тех, кто считает себя буддистами, тоже лежит ответственность за содействие мирному разрешению этой проблемы. Нам не нужны конфликты. Даже громкие акции протеста нам не нужны. Необходимо морально поддерживать этот вопрос и открыто раскрывать факты. Делитесь информацией со своими друзьями, влиятельными людьми, рассказывайте правду. Если удастся этот вопрос решить мирным путем, Китаю от этого будет хорошо, и России тоже.

Сколько лет Его Святейшество не может приехать в Россию? Наш президент Владимир Путин все время сохраняет желание пригласить в Россию Далай-ламу. Он питает близкие чувства к буддизму. Но из-за экономических контрактов это трудно реализовать. Поэтому я думаю, как же можно решить этот вопрос… Дальше так продолжаться не может. У буддистов России есть конституционное право видеть своего духовного лидера. Мы терпим, у буддистов очень хорошее терпение, но когда приходится терпеть все время, то и нашему терпению наступит конец.

Владимир Путин недавно показал, насколько сильным лидером он является. В Сирии чуть было не разразилась война, и он смог не допустить этого – мирно остановил эту войну. Во всем мире знают, насколько большой шаг сделал наш президент. Все его уважают за это. Поэтому я вижу, что лучший вариант решения этого вопроса такой. Я хотел бы, чтобы Владимир Путин предпринял еще один такой шаг и поспособствовал тому, чтобы Далай-лама и китайский лидер вступили в мирные переговоры. Тогда тибетский вопрос можно будет решить мирно, и Далай-ламу сюда можно будет пригласить в любое время. Китай останется счастлив, Россия тоже будет счастлива. Тогда Далай-лама будет и китайским достоянием тоже. Китаю необходимо не только материальное, но и духовное богатство. Почему такой драгоценный человек все время в Индии? Если Китай решит этот вопрос мирно, это поспособствует и укрощению Китая. Народу Китая это тоже будет полезно. Поэтому я бы хотел, чтобы вы оказали влияние на своих друзей и способствовали тому, чтобы в будущем наш президент Владимир Путин проявил инициативу и помог обеспечить мирные переговоры между Далай-ламой и китайским лидером в Москве на Красной площади. Пожелаем этого все вместе!

Я знаю, что наш сегодняшний разговор обязательно дойдет до нашего президента Владимира Путина, поэтому это моя к нему просьба!

Также я прошу всех вас, если у вас есть связи, пожалуйста, сделайте так, чтобы до ушей нашего президента доходили хорошие, полезные вещи. До свидания!

 

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты