Заявление Сикьёнга Лобсанга Сенге по случаю двадцатипятилетия 11-го Кунзига Панчена Гедуна Чоки Ньимы

25 апреля 2014 г.

Празднование 25-й годовщины со дня рождения 11-го Кунзига Панчена Гедуна Чоки Ньимы является радостным и одновременно печальным событием. С одной стороны, мы несказанно рады, что Его Святейшество Далай-лама признал подлинную реинкарнацию Панчен-ламы. Однако эта радость омрачена тем, что Панчен-лама и его семья были взяты в плен китайскими властями. Это событие вызывает у всех тибетцев глубокую скорбь, так как по сей день физическое и психическое состояние Панчен-ламы остается неизвестным. Само его существование находится под сомнением, так как после его заключения 17 мая 1995 года его никто не видел.

11-й Кунзиг Панчен-лама получил соответствующее образование и прошел, как и все ламы, традиционное обучение и к настоящему моменту мог бы стать выдающимся учителем буддизма для своих соотечественников тибетцев и граждан всего мира.

Признание реинкарнации Панчен-лам и других тибетских духовных учителей является религиозной прерогативой исключительно в сфере тибетской духовности. Идентификация и процесс отбора тибетских духовных лидеров - это не политический вопрос, и Коммунистическая партия Китая, атеистическая организация, которая несет ответственность за уничтожение тибетского буддизма, не вправе их назначать.

В 1986 году во время проведения Монлам Ченмо (Фестиваль большой молитвы) в Лхасе,10-й Панчен-лама, подчеркивая главенствующую роль Далай-лам и Панчен-лам для Тибета и тибетцев, а также их тесную взаимосвязь, заявил, что "Его Святейшество и я являемся духовными друзьями. Между нами нет никаких различий ... Если мы объединимся, то приведем тибетский народ и буддизм к процветанию".

Выдающийся 10-й Кунзиг Панчен Лобсанг Тринле Лхундруб Чоки Гьялцен всю свою жизнь посвятил процветанию и благополучию тибетского народа. 18 мая 1962 года, в возрасте 24 лет, он направил Мао Цзэдуну и другим китайским лидерам смелую петицию из 70000 иероглифов, документ, который дал четкое определение характеру китайской оккупации в Тибете. В документе подробно изложены причины недовольства тибетского народа и предлагаются меры по освобождению тибетцев от политических репрессий. Петиция также вскрыла обманный характер непрекращающейся пропаганды, которую ведет китайское правительство в отношении революции, освобождения, демократических реформ и так называемого "социалистического рая".

В петиции, состоящей из 70000 иероглифов, Панчен-лама писал: "До проведения демократических реформ, в Тибете насчитывалось более 2500 крупных, средних и малых монастырей, а после реформ китайское правительство оставило всего около 70 действующих монастырей, т.е. число их сократилось более, чем на 97 процентов.  ... число монахов и монахинь, проживающих в монастырях, стало около 7000, т.е. сократилось на 93 процента". В тибетских районах соседних провинций Сычуань, Юньнань и Ганьсу "... количество монастырей и монахов сократилось на 98% и 99%".

Комментируя гибель и исчезновения тибетцев, Панчен-лама отметил: "Нам неизвестно точное число тибетцев, арестованных после восстания, но исходя из того, что произошло, можно сделать вывод, что количество заключенных под стражу в каждой области достигло примерно десяти тысяч. Поэтому, если предположить, что все эти люди были врагами, можно утверждать, что вряд ли кто-либо из них остался в живых, за исключением женщин, стариков, детей и небольшого числа молодых людей".

Мао назвал петицию "отравленной стрелой, пущенной в партию реакционными феодалами". По указанию Мао, 10-й Панчен-лама был публично осужден, унижен и приговорен к одиночному заключению. После четырнадцати долгих лет лишения свободы и страданий, он стал зрелым человеком.

Годы заключения и пыток не ослабили его мужество и преданность своему народу. В 1980 году, после восстановления в должности заместителя Председателя Всекитайского собрания народных представителей, Панчен-лама, великий тибетский лидер, продолжил свою деятельность по восстановлению тибетской религии и культуры, практически полностью уничтоженной еще до культурной революции. В своей петиции 1962 года он поклялся, что в будущем "Ничто в моей жизни не запятнает мою репутацию как потомка трудолюбивой и мужественной тибетской нации". И он до конца своих дней остался верен этой клятве.

Благодаря усилиям 10-го Панчен-ламы, в 1987 году был принят закон о статусе тибетского языка как официального языка Тибетского автономного района.

В свои последние дни, 23 и 24 января 1989 года в Шигадзе, Панчен-лама произнес две судьбоносные речи: с первой речью о критической ситуации в Тибете он выступил перед местными чиновниками, а с другой,  о признании тулку, - перед реинкарнированными ламами. В своей речи перед местными чиновниками он категорически заявил, что "После освобождения, безусловно, наблюдалось некоторое развитие, однако, мы заплатили намного больше, чем приобрели".

К сожалению, спустя четыре дня, 28 января 1989 года он погиб в своем монастыре при загадочных обстоятельствах. Панчен-лама ушел из жизни в возрасте 51 года, оставив после себя жену и дочь Пан Ринзин Вангмо.

14 мая 1995 года Его Святейшество Далай-лама признал шестилетнего мальчика в Тибете, Гедуна Чоки Ниму, подлинной реинкарнацией 10-го Панчен-ламы. Вскоре после этого, Гедун Чоки Нима и его семья были похищены китайскими властями. К тому времени ему было шесть лет, и он стал самым молодым в мире политическим заключенным.

От имени Центральной тибетской администрации, я обращаюсь к международному сообществу с призывом предпринять согласованные меры для оказания давления на Китай с целью освобождения Гедуна Чокьи Нимы. Международное сообщество должно четко дать понять Китаю, что вопиющие нарушения прав человека, такие как исчезновение 11-го Панчен-ламы, не должно быть прикрыты бизнесом и коммерцией.

Я также напрямую обращаюсь к китайским властям с призывом освободить Гедун Чоки Нима, его семью и других узников совести. Это станет ступенью к восстановлению морального облика Китая как одного из лидирующих государств мира.

По материалам:
tibet.net

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты