Religion in Storm or Storm in Religion

The Tibetan Prime Minister Sikyong Dr. Lobsang Sangay,
Sikyongs talk on Religion in Storm or Storm in Religion
at 5th Indian Student Parliament on January 12, 2015 Monday 9:0 a.m.

Dr. Lobsang Sangay

Its a great honor and privilege for me to be here at the 5th Indian Student Parliament. Id like to thank Vishvanath Karad jee and Rahul Karad jee for inviting me here and all organizers and participants. Hearty congratulations on behalf of the Tibetan people.

Honestly, I was very honored by the invitation, but perplexed by the topic - Storm in Religion or Religion in Storm. Its not my cup of tea. As you can see I am a lay person and my background is law, so what do I know about religion? Week ago, when I looked at the topic, I said: Any other topic would be good except for religion. And I thought maybe I should talk about the movie PK. You all watched this movie. Then I realized that in this movie PK there is a concept of wrong number, so I thought that the organizers of this meeting dialed a wrong number when they invited me to speak on storm in religion. (laugh).

And today as I was speaking with the holly men from Christianity, from Islam, from Hindu religion, I was feeling some doubts whether I am committing sin sitting with holly people whom I am getting blessed sitting with holly people. Then I told to myself: Perhaps the invitation came to me because I am a Tibetan who is setting refuge in India but I am from the land of Tibet, a land of Lake Manasarovar, a land of Mount Kailash, a land which gives refuge to Lord Shiva. So this morning I sent an email to Lord Shiva asking forgiveness for committing all the sins that Ill commit today and dont send me to hell. But then I think as a feeling I have a message from Lord Shiva and now I am here on the land of Maharaj Shivaji.

Nonetheless the topic is very serious - Storm in Religion or Religion in Storm. If you look at the violence in Paris to Peshavar, from Ottawa to Australia, from London to Mumbai. Violence is everywhere. Is religion to be blamed or is religion blamed. Perhaps, Samuel Huntington, the author of The Clash of Civilizations would say: All these violence across the world are indications that there are clashes of civilization between Christian western world and Islamic arab world.

Perhaps, Karl Marx should blame religion, because we all know his view on religion.He says: Religion is the sigh of the oppressed creature, the heart of a heartless world, and the soul of soulless conditions. Religion is the opium of the people. Having said that, there is another German philosopher by the name of Max Weber, who criticized Marxs view and said that Karl Marxs theory of linear progression of historical materialism is not a full truth, it is subjective and cultural and spiritual element of human life. And he did use religion with a spiritual idea to institutions, to individuals because a spiritual idea once is institutionalized, it takes a form of masjids, mandirs, monasteries with individuals involving in it are priests, pandits, preachers, mullas and monks. A spiritual idea itself is good, it is full of love, compassion, non-violence and peace. When its institutionalized into masjids, mandirs and monasteries, and individuals, pandits, priests, preachers, mullas and monks are not to be blamed, they all are harmless.

But a problem arises when religion is interpreted. So from all points of view - the spiritual idea is good. Institution is good. Individuals are also good. But its interpretation - it is where complexity happens. Rabindranath Tagore said: When a symbol or spiritual idea becomes rigidly elaborate in its construction, it supplants the idea which it should support. So when spiritual ideas are rigidly or dogmatically interpreted, it destroys the very basis which is supposed to support.

Rather what we need is liberal interpretation of religion and I bring you the words of Makhatma Gandi who said: Like the bee gathering honey from different flowers, the wise person accepts an essence of the different scriptures and sees only the good in all religions. That should be the interpretation of religion.

Lets make a distinction between religion, religiosity and religionism. Religion is all good, it is all about love, compassion and peace. But when religion moves to religiosity, moves to community, it creates the separation I become Buddhist community, you become Hindu community, they become Muslim community, they become Christian community and our identity and dignity are associated with that religiosity of the community, then separation and distinctiveness and differences happen. Then it becomes more complex and problematic.

But the worse is when religiosity or religion turns to religionism, when religion is reduced to ideology, when a spiritual message of peace is reduce to ideology, you tried to impose ideology on different communities, and then it becomes much more complex. Then communalism and fundamentalism come above.

And there are many examples when religion turns to religiosity - it becomes complex and when religion turns to religionism - it becomes very complicated and conflicts. And we see many examples of Buddhist persecution of Rohingya Muslims in Myanmar, Buddhists persecuting Christians and Muslims in Southern Ireland and Buddhists are again persecuting people in different communities in Sri-Lanka. We have plenty of examples from ISIS of persecuting of different communities in Syria and Iran, Boko Haram in African countries and we have in recent times the troubles in Afghanistan and Iraq.

You can clearly see when you try to impose ideology on others, it becomes much more complicated. So the recent violence in Moradabad and Mustafa Nagar in Uttar Pradesh is also an element of communalism and fundamentalism within India. Even in Christianity, The Army of the Lord in Africa. In Northern Ireland Catholics and Protestants fought against each other in the name of the same God. We can clearly see when religion becomes religionism, then it becomes problematic.

But Id like to put forth before you that religion itself is not to be blamed, religion is all good. But it becomes problematic (here I again bring you another eye). Religion is all inclusive but we, people, make it exclusive, then religion becomes expensive, then it becomes exploitative and sometimes explosive.

Religion is all inclusive because Jesus Christ says: Love Thy Neighbor. We all are children of the God. Hinduism says: Vasudhaiva Kutumbakam, the world is one family. Islam says: Love for humanity what you love for yourself. And Buddhism is for all sentient beings not just for human beings but for forests, rivers, animals, galaxy and cosmology its for all sentient beings.

And today we are celebrating the birthday of Vivekananda. Vivekananda sees God in everything. And we know the famous story of Guru Nanak. He visiting Mecca and at night when he fell asleep his feet turned to the shrine Kaaba; the guardsman came and told him to move his feet away from Kaaba, and he said: Please, point my feet any direction where is no God. God is everywhere, God is omnipresent.

And in the true sense Id like to submit and take pride that His Holiness the Dalai Lama is one of all of us. He initiates and participates in dialogue with all traditions. He visits maths, mandirs, synagogues, gurdwars everywhere. And recently he held a conference in Delhi bringing all nine traditions in India under one roof. That was a great achievement.

Now a problem is that inclusive religion becomes exclusive because we form Hindu community, Muslim community, Christian community, Sikh community. Not just exclusive, then we take pride associating with our guru and excess to guru becomes very expensive. Then we patternized our own guru and make him or her sit on a higher thronethan others. Then when it becomes expensive, it becomes exploitative and in such case we are to be blamed. And when it becomes explosive in the name of Holly War, in the name of Jihads, then religion becomes storm.

This is what we all need to fight against. Having said that, India and the whole world tried to devise a concept to deal with this exclusive, exploitative and expensive abuses. If we are speaking on secularism, there is Anglo-Franco definition of secularism followed by the western world, particularly America. America constitutionally and institutionally is a secular country but also it is the most religious country. Now, there is Marxists and Maoists definition of secularism which recognizes religion as opium of the masses and to destroy religion. Thats why Maos China tried to destroy religion in Tibet. 98% of monasteries and nunneries in Tibet were destroyed, monks and nuns were disrobed. But after the cultural revolution when Tibetans got first opportunity, what they did - they did rebuilt the monasteries and revived Buddhism in Tibet.

Now, there is third concept of secularism which is Gandhian, Indian definition of secularism which treats all religions equally. This is the right definition of secularism because India is a country where all nine traditions coexist. Not only coexist, four traditions originated in India - Hinduism, Buddhism, Jainism and Sikhism. This is the contribution of India to the whole world and unity in diversity of India is the beauty of India, the strength of India, the pride of India.

If Gods are to be blamed, if Gods are the problem, India has three to thirty crores of Gods and Goddesses. We will be in a big mess, we cant let these Gods and Goddesses be the problem, we have to make them the solutions, so we have thirty crores solutions in India where nine traditions coexist.

Many people say that the 21th century should be the century of peace. Peace cannot come from violence because there is one data - since 9/11, since the campaign against terror there are more violence in the whole world, there are more terrorists and terror acts in the present world since 9/11. In fact, since 9/11 there are fivefold increase in terror acts all over the world. For example, in 2000 there were 3000 terror acts, in 2012 it increased to 11 000 and in 2013 it increased to almost 18 000 terror acts in the whole world. So violence against violence is not a solution because violence begins violence. Peace against violence is a solution. Unity in diversity is a solution.

Many experts say that the 21st century will be the century of Asia. And there is an Indian model and there is a Chinese model. We all read about China there is an economic boom, but what is not read is that there is a spiritual boom in China. There are 300-400 million Buddhists and China happens to be the largest Buddhist country in the whole world. And Buddhism originated in India, Buddhism was exported to China and China is the largest Buddhist country in the whole world. Nonetheless Chinas model for Asia and for the world is development without democracy and Indias model is development with democracy and, what is more important, with spirituality. This is an ideal model because if peace is what we want, spirituality is what we should focus on. In this sense Samuel Huntington was right because there is clash of civilization only in terms of religionism, but not religion.

Karl Marx was right when he was talking about exploitive nature of religiosity but religion is not a problem. Religion is all about peace, love and compassion. Religion is the solution.

And let me conclude by saying I receive an email from Lord Shiva and He says: Religion is not the storm, it is a big calm before the storm and a big calm after the storm.

Jay Bharat! Jay Tibet! Jay Jagat!

Questions and Answers Session

Girl: When we are in India, we consider it as one India and one people. But why we are discriminated on the basis of religion by civil laws. I mean we have different laws for every religion. Why is it so?

Dr. Lobsang Sangay: I think, as I share with you, all religions are exclusive, all religions are inclusive and all religions mean love, peace and compassion. But as far as the origin of Indian constitution is concerned, and different laws for Hindu Marriage Act and others, it is just originated with differences within India. So there was a compromise made on the basis of the different traditions, this is a compromise and this is where India is at present but obviously as there is more equality and equal treatment of all by the government and by the agencies, we should move to one constitution and one law.

Having said that, at the moment because of past history, fear of discrimination and echo of discrimination in the name of religion these laws, these specific laws were promulgated and it is here to stay for some time, but definitely once India reaches the land of equality and treatment of all as same Indian citizens then I think these laws will make way for one law and one constitution.

 

 

home | news | Tibet-2004 | Tibet-2005 | Partners | Tibet Houses around the world
  / Tibet House in Moscow
tel.: +7-905-517-51-70
E-mail: chintamany@inbox.ru   moscow@tibethouse.ru
© 2004-2021

Буря в религии или религия в буре

Выступление тибетского Премьер-министра д-ра Лобсанга Сенге
на 5-й встрече Индийского студенческого парламента 12 января 2015 г.

Лобсанг Сенге

Для меня большая честь находиться здесь, на 5-й встрече Индийского студенческого парламента.  Я хотел бы поблагодарить уважаемых Вишванатха Карада и Рахула Карада, а также всех организаторов и участников встречи за приглашение. Позвольте передать всем присутствующим сердечные поздравления от тибетского народа.

Я был искренне рад приглашению, однако тема «Буря в религии или религия в буре» привела меня в некоторое недоумение, ведь религия – не моя компетенция. Всем известно, что я - человек светский, имею юридическое образование и поэтому, как я могу рассуждать о религии? Неделю назад, увидев тему выступления, я сказал, что все темы хороши, кроме религии. Но подумал, может быть, мне стоит поговорить о фильме «Пи Кей» («PK»). Вы все видели этот фильм. Я вспомнил, что в этом фильме «Пи Кей»была тема неверного телефонного номера, и я решил, что организаторы этой встречи, возможно, также набрали неверный номер и попросили меня поговорить о буре в религии.

Сегодня я разговаривал со священниками - представителями христианства, ислама, и индуизма и меня охватило некоторое сомнение, не совершаю ли я грех, находясь здесь рядом со священниками, у которых собираюсь попросить благословения? И тогда я сказал себе: может, меня пригласили, потому что я тибетец, ищущий убежища в Индии? Но ведь я выходец из Тибета - страны, в которой находится озеро Манасаровар, гора Кайлаш, страны, которая приютила бога Шиву. Вот поэтому сегодня утром я отправил по электронной почте послание богу Шиве и попросил простить за все грехи, которые я совершу сегодня и не отправлять меня в ад. И сейчас я чувствую будто получил ответ от бога Шивы, и вот я здесь, на земле Махараджа Шива-джи.

Как бы то ни было, тема встречи – «Буря в религии или религия в буре» - весьма серьезная. Мы видим акты насилия повсюду - от Парижа до Пешавара, от Оттавы до Австралии,  от Лондона до Мумбая. Насилие повсюду. Виновата ли в этом религия? Возможно, Сэмюэл Хантингтон, автор работы «Столкновение цивилизаций», сказал бы, что все эти проявления насилия в мире указывают на столкновение западной христианской цивилизации с исламским арабским миром.

Возможно, Карл Маркс обвинил бы религию?  Ведь все мы знаем его взгляд на религию. Он сказал, что «религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков, религия есть опиум народа». Сказав об этом, надо вспомнить и другого немецкого философа, Макса Вебера, который критиковал взгляды Маркса и отметил, что теория Карла Маркса о линейном развитии (исторический материализм), субъективно отражает культурную и духовную стороны человеческой жизни. И он использовал религию вместе с духовной идеей для учреждений и отдельных лиц, так как духовная идея, официально оформившись, приняла форму масджидов, мандировимонастырей со священниками, пандитами, проповедниками, муллами и монахами. Духовность сама по себе - это прекрасно, она полна любви, сострадания, ненасилия и мира. Когда она официально оформлена в масджиды, мандиры и монастыри, не стоит винить пандитов, священников, проповедников, мулл и монахов – они ни в чем не повинны.

Проблема появляется тогда, когда религию начинают трактовать. Сама по себе духовная идея хороша, религиозные институты хороши. Люди тоже хороши. А вот сложности возникают из-за трактовок. Рабиндранат Тагор говорил:  «Если символ или духовная идея становятся неповоротливо сложны по своей структуре, они тем самым вытесняют ту идею, которую призваны поддерживать». Поэтому когда духовные идеи трактуются жестко и догматически, это разрушает саму основу того, чему они призваны служить.

Вместо этого, нам необходимо либеральное толкование религии. Здесь я приведу слова Махатмы Ганди, который сказал: «Подобно пчеле, собирающей мед с разных цветов, мудрый человек извлекает из разных священных книг самую суть и во всех религиях видит только хорошее». Именно таким образом следует трактовать религию.

Необходимо провести различие между религией, религиозностью и религиозным фанатизмом. Религия сама по себе - это хорошо, она несет любовь, сострадание и мир. Но когда религия превращается в религиозность, когда религия превращается в сообщество, это приводит к разделению: я становлюсь буддийской общиной, вы – индуистской общиной, они – мусульманской общиной, другие – христианской общиной, и наша идентичность и чувство собственного достоинства ассоциируются с религиозностью общины, а это ведет к разделению и различиям. Затем это приводит к различного рода сложностям и проблемам.

Однако хуже всего, когда религиозность или религия превращаются в религиозный фанатизм, когда религия сводится к идеологии, когда духовное послание мира сводится к идеологии и вам пытаются навязать идеологию разных общин, и, в конце концов, возникает коммунализм и фундаментализм.

Существует множество примеров, когда религия превращается в религиозность  - все усложняется, а когда религиозность превращается в религиозный фанатизм - становится еще сложнее и противоречивее. Нам известны многие случаи преследования мусульман рохинджа со стороны буддистов в Мьянме, преследования буддистов со стороны христиан и мусульман в южной Ирландии, преследования людей из различных общин в Шри-Ланке со стороны буддистов. И мы знаем множество примеров, когда «ISIS» преследует различные общины в Сирии и Иране, а «Боко харам»  в африканских странах; существуют проблемы в Афганистане и Ираке.

Всем очевидно,  что если пытаться навязывать другим свою идеологию, то все только усложняется. Мы наблюдали недавнюю вспышку насилия в Морадабаде и Мустафа Нагаре в штате Уттар-Прадеш – это тоже элемент коммунализма и фундаментализма в Индии. Такое встречается даже в христианстве. Например, «Господня армия сопротивления» (LRA) в Африке. В Северной Ирландии католики и протестанты воюют друг с другом во имя одного и того же Бога. Мы видим, что при превращении религии в религиозный фанатизм, возникает множество проблем.

Однако, хотел бы подчеркнуть, что религия сама по себе не виновата, религия сама по себе является благом. Тем не менее, возникают проблемы… И я приведу здесь еще одну точку зрения. Религия является всеобщей, это мы, люди, делаем ее эксклюзивной, затем она становится дорогостоящей, а потом - спекулятивной и временами взрывоопасной.

Религия  включает в себя всё. Иисус Христос говорит:  «Возлюби ближнего своего. Все мы - дети Божьи». Индуизм говорит: «Vasudhaiva Kutumbakam» («Весь мир - это одна семья»). Ислам говорит: Любовь к человечеству – это любовь к самому себе.  Буддизм говорит о любви ко всем живым существам, не только к человеку, но и к лесам, рекам, животным, космологии и галактике – т.е. ко всем живым существам.

Сегодня мы празднуем день рождения Вивекананды. Вивекананда видит Бога во всем. Все мы знаем известную притчу о Гуру Нанаке. Прибыв в Мекку, ночью он лег спасть и его стопы оказались направленными в сторону священной Каабы; а когда стражник увидел это и попросил его повернуть стопы в другую сторону, гуру ответил: Вы можете повернуть мои ноги в том направлении, где нет Бога. Бог – повсюду, Бог – вездесущий.

И я с гордостью хотел бы отметить, что Далай-лама является одним из приверженцев этих идей. Он предлагает и участвует в диалоге со всеми традициями. Он посещает матхи (индуистские монастыри), мандиры (индуистские храмы), синагоги, гурдвары (сикхские храмы) по всему миру. А недавно он организовал конференцию в Дели, собрав под одной крышей представителей всех девяти религиозных традиций Индии. Это стало огромным достижением.

Проблема заключается в том, что религия из всеобщей превращается в исключительную, так как мы сами создаем религиозные общины – индуистскую, мусульманскую, христианскую, сикхскую. Исключительной не только потому, что мы горды тем, что ассоциируем себя с нашим гуру, а потому что доступ к гуру становится весьма дорогостоящим. При этом, мы формируем образ своего собственного гуру, превращая его или ее в сидящего на троне выше других. И когда это становится дорогостоящим, это становится спекулятивным, и в таком случае нас можно обвинить. А если она становится взрывоопасной во имя Священной войны, во имя джихада, тогда она превращается в бурю.

Это именно то, против чего все мы должны бороться. Я имею в виду то, что Индия и весь мир пытались найти способ, чтобы справиться с таким исключительным,  взрывоопасным и спекулятивным использованием религии.  Если говорить о светскости, существует его англо-французское определение, которого придерживаются в западном мире (в частности в Америке). Америка, в конституционном и социальном плане является светским государством, но в то же время самой религиозной страной. Кроме того, существует марксистское и маоистское толкование светскости, согласно которому религия считается опиумом для народа, и с ней необходимо бороться. Поэтому Мао стремился уничтожить религию в Тибете, в результате чего 98% мужских и женских монастырей Тибета было разрушено, а монахи и монахини лишены сана. И только после культурной революции, когда у тибетцев появилась возможность, первое что они сделали, это восстановили монастыри и возродили в Тибете буддизм.

Ну а теперь третье определение светскости - гандианское индийское, которое говорит, что все религии равны. Это самое верное определение светскости, так как Индия является страной, где сосуществуют девять различных религиозных традиций. И не только сосуществуют, четыре из них в Индии возникли - индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. В этом заключается мировой вклад Индии, а единство в разнообразии  Индии – это красота Индии, сила Индии, гордость Индии!

Если обвинять Богов, если считать Богов проблемой (а в Индии поклоняются 330 миллионам Богов и Богинь), то мы окончательно запутаемся, мы позволим Богам и Богиням стать проблемой, нам придется заставить их искать решение, а у нас в Индии 300 миллионов решений и девять религиозных традиций.

Многие считают, что 21 век должен стать веком мира. Но насилие не приведет к миру и есть данные, что после событий 9 сентября 2001, после начала кампании против террора, во всем мире произошло еще больше насилия и еще больше террористических актов. После даты 9/11 количество террористических актов по всему миру возросло в 5 раз. К примеру, в 2000 году было совершено 3000 терактов, в 2012 году - 11 тысяч, а в 2013 году совершено почти 18 тысяч террористических актов во всем мире. Таким образом, отвечать насилием на насилие - это не решение проблемы, так как насилие порождает насилие. Решением является мир против насилия. Единство в разнообразии - вот решение.

Многие эксперты говорят, что 21 век будет веком Азии. Существует индийская модель и существует китайская модель. Мы все читаем о Китае, о происходящем там  экономическом подъеме. Но есть и то, о чем мы не читаем – о том, что в Китае происходит также и духовный подъем. В мире проживает около 300-400 млн. буддистов и Китай является самой большой буддийской страной в мире. Итак, буддизм возник в Индии, затем буддизм был принесен в Китай, и теперь Китай  - крупнейшая буддийская страна в мире. Однако, китайская модель для Азии и для всего мира - это развитие без демократии, а индийская модель  - развитие с демократией и, что наиболее важно, с духовностью. Таким образом это верная модель, поскольку, если вы стремитесь к миру, то сосредоточиться должны именно на духовности. И в этом смысле Сэмюэл Хантингтон был прав, потому что столкновение цивилизаций происходит только в разрезе религиозного фанатизма, но не в разрезе религий.

Карл Маркс был прав, когда говорил о хищническом характере религиозности, а не о том, что проблема заключается в религии. Религия  - это всегда мир, любовь и сострадание. Религия  - это решение.

В заключение я хочу сказать, что получил послание от Бога Шивы, в котором он говорит: Религия - это не буря, это затишье перед бурей и спокойствие после бури.

Вопросы и ответы:

Девушка: Находясь в Индии, мы считаем себя одним народом одной страны. Но почему мы сталкиваемся с дискриминацией на почве религии со стороны гражданского права?  Я имею в виду то, что в нашей стране существуют разные законы для разных религий. Почему?

Д-р Лобсанг Сенге: Я считаю, как я уже говорил здесь, что все религии являются всеобщими, все религии означают любовь, мир и сострадание. Но, что касается индийской конституции и отдельных законов, таких как индийский Акт о браке, это произошло  из-за различий, которые существуют в Индии, и стране пришлось пойти на компромисс. Такова ситуация в Индии в настоящий момент, однако если правительство предоставит гражданам больше равенства, то страна придет к единой конституции и единому законодательству.

Вместе с тем, в настоящее время из-за событий прошлого, угрозы дискриминации и отголосков дискриминации «во имя религии» действуют эти законы, эти специфические законы и будут действовать еще некоторое время. Но, несомненно, когда Индия однажды станет страной, в которой восторжествуют равенство и согласие между всеми гражданами Индии, тогда все эти законы уступят место единому закону и единой конституции.

 

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты