|
ГЛАВНАЯ
|
ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
|
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬПомощь в строительстве: |
НОВОСТИ
|
|
Интервью с XXIV Пандито Хамбо Ламой Аюшеевым
- Уходящий год для россиян знаменательный – 70 лет Великой победы во Второй мировой войне. Но буддизм считаются одной из самых миролюбивых религий и некоторые говорят: «Мы чтим память жертв Великой отечественной войны, но сами никогда не пошли бы воевать». Что Вы думаете об этом, как глава Буддийской традиционной Сангхи* России? - В этом отношении я хочу сказать, что любая религия обязана и должна себя защищать – это первое правило. Второе правило, если враг врывается в твой дом, где бы ни находился, где бы ни находился твой дом, - ты должен его остановить. В истории нашего буддизма были примеры - бурятские селингинские казачьи полки. Ламы там состояли в качестве священнослужителей и участвовали в военных походах. Исходя из этого, если война пришла к тебе в дом, мы должны его защищать. И буддистам это не запрещается. - У буддийской традиционной Сангхи есть священнослужители в воинских частях. К чему сводится их деятельность? - Функция наших военных священнослужителей, например Дембель Ламы: он должен постоянно находиться вместе с солдатами, особенно во время проведения учений. Укреплять дух. Ламы всё время нужны там, где человеку тяжело. Я думаю, что армия, это одно из таких мест, где человек испытывает психологические и физические трудности. Вы же знаете, что в дацан* люди приходят только с проблемами. А из армии солдаты не могут уйти в дацан. С этой точки зрения, в течения года находясь в суровых условиях, они нуждаются в помощи от наших Лам и мы создали такую возможность. Где бы буддист не находился, у него есть потребность прийти к Будде и Трём драгоценностям*, прийти под защиту, получить благословение. Это неотъемлемая составляющая человека. Например, если бы даже один буддист находился в Арктике и ему бы сказали, что приехал Лама – он был бы счастлив. - С чем чаще всего приезжают в Иволгинский* дацан? - Всем известно, что люди хотят поклониться Хамбо Ламе Итигэлову*. Важно это знать. Никаких иных целей нет, никто не может сопоставлять себя с Хамбо Ламой Итигэловым, и сказать, что к нему люди приезжают. В последние годы особенно много паломников из - за границы, из Монголии.- Как бы Вы могли объяснить простому человеку, что такое вера? - Вера - это очень высокий момент человеческой жизни. Думаю, что человек, который обретает веру, находится в космическом пространстве. Человек, который погружен в обыденную жизнь, ему веры и не надо. Человек, который находит веру, он как бы приподнимается в над-воздушное пространство и там находится. Состояние это, обретши один раз, человек не должен забывать. Я считаю, что вера – это достижение. Люди не рождаются с верой. Веры можно только достичь, достичь на уровне ни ума, а лишь сознанием - вот в чём разница. - Каждый может прийти к вере? - Всякий человек стремится, но часто не чувствует веры. Это ощущение, которое должно быть достигнуто сознательно. Смотрите, пришёл человек в дацан и почувствовал вдруг такое умиротворение, или такую необыкновенную радость, или что-то с ним произошло. Он должен это понять и сказать: «Я что-то почувствовал! Небывалое состояние духа, сознания»… Вот это можно назвать частицей веры. - Вера и доверие – однокоренные слова. Что такое доверие? - По большому счету одно и то же.
- Сегодня мы вспоминали Ваши слова о том, что если даже самому себе невозможно доверять то, как можно всецело доверять кому-то другому. - Конечно! Как же можно доверять самому себе?! Я же не уверен, что завтра буду живой. И когда люди приходят и говорят: «Пожалуйста, верьте мне!», я говорю «Как так?!». Надо быть честным. До какого определённого уровня надо же быть честным. Это нормальное для буддиста понимание.
- Летом прошла Пятая конференция посвященная феномену Хамбо Ламы Итигэлова. Появились новые страны-участники? Расскажите о самой конференции, что Вам нравится, что изменилось, какие тенденции обозначились? - Для меня лично первые четыре предыдущие конференции стали периодом изучения истории Хамбо Ламы Итигэлова, его биографии. Я искал свидетелей, кто мог бы сказать о том, как жил Хамбо Лама Итигэлов, и для этого было проведено четыре конференции. Сегодня, на Пятой конференции для себя я уже определился – меня, как буддиста не интересует то, что было ранее. Меня не интересует то, что будет потом, в будущем. Меня интересует сегодня! Поэтому, каждый день я получаю учение от Хамбо Ламы Итигэлова через нашего Бимба Ламу. Хамбо Лама демонстрирует свои способности, что может нам передавать Учение. Эти Учения мы комментируем, изучаем. Думаю, что работа конференции должна пойти по этому пути. Есть реально существующий Хамбо Лама Даши Дорджо Итигэлов, есть реально существующий Чойджин Лама Бимба Дорджиев. Существует то, что из этого отношения исходят слова Хамбо Ламы Итигелова, которые он через Бимба Ламу до нас доводит. - На конференции Вы попросили участников рассмотреть книгу с посланиями Хамбо Ламы Итигелова? - Это не мои слова - это слова Хамбо Ламы Итигэлова на бурятском языке. Я просто их перевел на русский, при этом, не теряя смысловую нагрузку. Важно понимать то, что два языка отличаются. Если бы я буквально переводил, то вообще бы ничего не получилось. Я старался перевести смысл. Бывает и такое, что когда Хамбо Ламе Итигэлову задаются глупые вопросы, на которые в принципе трудно ответить, тогда Хамбо Лама говорит по-другому. Тут надо определять – ответ Хамбо Ламы исходит ли из того вопроса, который был задан или Хамбо Лама говорит своё. Например, один лама, читая мантру Хамбо Ламы Итигэлова «Ом а гуру ша са да ра соха..» , сказал – «Мантра вкусная». Мантра может быть сильной, мощной, а тут – вкусная! Для меня это было странно, я такого понятия не слышал, что мантра может быть вкусной. А Хамбо Лама ему ответил ясно: «Почувствуй вкус и возьми сверхсилу от мантры». Вот это – очень ценное Учение! Сотни тысяч людей будут начитывать мантру, а у каждого фантазия ведь богатая и каждый будет стараться чувствовать вкус мантры Хамбо Ламы Итигэлова, потом начнёт другую мантру читать и на вкус будет их различать. Это то, что очень близко, что каждый может почувствовать. Сегодня я получил послание через Бимба Ламу: - «Люди сегодня радуются и совершают деяния. Хамбо Лама говорит: «Сознание людей имеет бесценную цену». Что это значит? Невозможно оценить сознание людей. Исходя из этих слов, есть возможность дать много комментариев с точки зрения философии. - Это очень интересно. Расскажите, как Бимба Лама получает послания? - То, какие ритуалы он совершает – это ясно. А как он получает послания, - он не скажет, это его личный опыт. Здесь я не могу за него говорить, я не получаю такие знания. Есть определённая буддийская практика подношений и восхвалений, он её делает, а потом, когда он в медитации другие ламы просто оставляют его одного. Он приходит через некоторое время и говорит – «Вот, получайте»! Я когда начинаю спрашивать, что и как, то он, как любой оракул… за пределами логики. Мы же хотим сразу, что бы всё узнать!
Самое забавное в том, что когда Бимба Лама начал послания получать, то 50% наших лам с удовольствием не верили. Есть 10% лам, которые не верят и никогда верить не будут. Что поделать?! Люди – прагматики. Не все святые, есть люди, которые прямо сказали – мы не верим. Я им ответил: Проблем нету. Садись, сам изучай! Есть такие люди, которые говорят: «Если я не могу, значит, никто не может». И это понимание даже в какой-то степени поощряется. Говорят же, если я не вижу, значит - его нет. На этом весь атеизм и держится. Тут вся суть в том, что Хамбо Лама Итигэлов даёт Учение, которое мы вместе получаем и должны над ним работать. Остальное всё – пустое, составное, ненужное. Для меня самое главное то, что я нашел куда идти. Вот эта книжка вышла, вы её читаете. Каждый месяц она будет пополняться. В Твитере* я сам каждый день публикую учение Хамбо Ламы Итигэлова. Есть Учения, которые мне понравились. Потому, что я где-то что-то понял. А есть, которые вообще не понравились потому, что не понял я их! (смеётся).- Какая самая большая ошибка для буддиста, на Ваш взгляд? - Не бдительность. Например, когда у меня мать была жива, я был к ней не бдителен. Внимательность, наблюдательность – хорошие слова, но совсем другие... Надо быть бдительным, особенно к матери, к близким людям. Бывает, не договорил с человеком… Мы говорим: был не внимательным, не обратил внимание, был не вежливым. Тут надо сказать просто – не бдителен был. В это понятие всё входит. Ведь надо было с человеком договорить, подойти, потратить на него определённое время. Потом мы раскаиваемся, сомневаемся. Нагараджуна так сказал: «Бдительный человек не умирает». Мы умираем от своей не бдительности. Самое ценное – это жизнь человека. Для меня вот это важно. Для молодых людей сегодня, - кому-то удачи не хватает, кому-то денег… Я говорю – не бдительность! - В этом году юбилей – 80 лет Далай-ламе. В Бурятии эта дата как-то отмечалась? - У нас были юбилейные мероприятия. С буддийской точки зрения – юбилеи, это не наше дело, но другой возможности обратить внимание на этот важнейший факт, пожалуй, нет. Сегодня 80 процентов людей относятся к дням рождения с каким-то пиететом, особенно женщины. 20 процентов буддистов остерегаются такой тенденции. В честь юбилея, Качаров Александр Арамович приготовил работу в подарок, танкху* божеств долгой жизни. - Часто буддизм разделяют по национальному признаку: китайский, индийский, тибетский, бурятский. Нужно ли это делать? - К сожалению, есть особенности. Например, возьмём наш бурятский народ: у нас остались очень сильные родоплеменные составляющие. У каждого бурята в каждом месте есть свой диалект, менталитет, многое зависит и от климатических условий. Или взять буддийский пантеон, в каждом дацане есть свой сахьюсан*. По философии школы тибетского буддизма тоже между собой немного различаются. Одно из составляющих человеческого ума – понимать мир в сравнении и на этой основе каждый народ имеет своё отношение к миру, свой менталитет. Одни говорят, что у китайского буддиста во главе угла – вот это находится; у тибетцев – вот то; у монголов – другое; у бурят – третье; у калмыков – своё…. Каждый хочет себя отождествить, у каждого собственное понимание. По сути, когда лама понимает буддизм глубоко, то для него уже нет разницы. К сожалению, это только около 10 процентов лам, которые находятся над национальными различиями. Однако, к сожалению, они не всегда бывают поняты обществом. Чтоб обрести такие знания многое зависит от качеств человека. Во-первых – жизненный опыт, потом – сохранить свой ум ясным. В Бурятии у нас в основном молодёжь, которой и сорока лет нет. Молодые ламы, через 20-30 лет, если они сохранят свою жизнь, они придут уже к зрелому возрасту и среди них смогут появиться подобные люди. Мы буддисты молодые ещё, тот разрыв, который произошёл с 1930 по 1970 годы и у нас не учили – 40 лет разрыв был и сразу мы ничем не можем его наполнить. - В последнее время в мире возникает много этно-конфессиональных конфликтов. Например в Бирме, на Шри-Ланке. Грозит ли буддизму радикализация? - Надо отдавать должное, что в каждом обществе есть 10 процентов националистов. Если людям понравятся их идеи, то тогда радикализация возможна. Если общество здоровое, тогда это не возможно. Всё зависит от многих качеств: слабости экономики, эпидемий, стихийных бедствий – вследствие этого происходят многие перемены. Всё зависит от баланса, кто куда повернёт и кто станет во главе угла – националисты, либералы, консерваторы и т.д. Общество – оно живое, постоянно в движении. - Говорят, что существует карма страны. Если человек родился в стране, живет в неё, то он также будет неизбежно разделять некую общую карму? - Нет! Это – полнейшая чепуха. Наша многострадальная Россия почему-то считает, что она самая не такая…
- Не только. Например, произошло землетрясение в Непале и сразу возникает мнение что, это карма страны, потому что непальцы убивают коров. Хотя, вроде и в странах, где коров не убивают, землетрясения часто случаются… «В России, в сталинские времена были репрессии и за это нас всех наказывают» – есть и такая версия. Есть такой популярный среди буддистов миф о карме страны, ты там родился и ничего уже поделать не можешь, кроме как молиться. - Одно могу сказать – среди лам Буддийской традиционной Сангхи России такие вещи не приветствуются. Если какой-нибудь лама будет говорить о том, что карма нашего народа, нашей страны какая-то не благоприятная, то ему будет очень стыдно за эти слова. Буддизм я воспринимаю как свободу. Для меня, как для человека, стремящегося к свободе, нет никаких ограничивающих или подавляющих факторов. Как я могу согласиться с этим?! - Расскажите про Вашу программу «Социальная отара», как она сейчас развивается? - В этом году она работает только на 50%, будем ярочек раздавать. Только в будущем году мы выйдем на полный курс. Я закупал ягнят 2014-го года, и только в 2016-ом они начнут полностью работать. Из 10 000 овец около 5000 я буду раздавать. - А дальше как реализуется программа? - Согласно договору мы будем отдавать их главе поселения, например, сто овец одному главе поселения. Глава получает овец на себя и из этого создаётся социальная отара, потом она дальше должна развиваться. Глава поселения, на своём посту полностью отвечает за процесс. Это выборная должность и каждый глава принимает отару. Надо понимать, что тяжело взять 100 ягнят и два года бесплатно их содержать, - от человека требуются определённые усилия и возможности. Особая проблема в том, что очень мало осталось хороших чабанов.
- Население берёт овец, включилось в работу? - Да, конечно! Сегодня у меня работает около двадцати чабанов. Согласно договору , через некоторое время владелец должен передать часть новых ягнят дальше, часть ягнят и овец оставить себе. Если посчитать, то экономически это выгодно. Но при условии, если человек сам будет пасти стадо. А вот если нанимать чабанов и строить из себя маленького буржуя то, конечно будут проблемы. К сожалению, такие тенденции есть. - Есть ли какая-нибудь правительственная поддержка, дотации? Особенно сейчас, после введения санкций и многочисленных обещаний поддержки малого бизнеса. - Нет! Зачем нам? Я не хотел бы подобной поддержки, это ж как наркоман получается. Например, держит человек сто коров и что? Каждый будет получать дотацию к этому? Зачем, если у человека есть стадо, то он и так уже богатый человек. Деньги должны идти на то, чтобы создавать нового фермера. У нас как бывает: - человек держит сто овец, даёт хороший показатель, ему и вливаются деньги. А раздавать другим, это определённый риск. Сегодня люди людям не доверяют, своим людям. Получается так, что нанимают мигрантов – это выгодно. Со своими сложно, свои не идут работать. В этом вопросе есть некая психологическая составляющая. Помимо социальной отары самой по себе, нужна ещё сильная воля! Только это нам поможет. - Какой бы Вы дали совет аудитории «Тибетского Дома»? - Работайте! Чисто исторически нам нужны дипломатические отношения с Тибетом. Тибет – это огромный мир. Должны быть люди, которые занимаются этим народом, культурой, цивилизацией. Если в мире есть один народ, то он имеет право иметь своих побратимов, свои представительства где-либо. А та страна, которая считает себя самодостаточной и самоуважающей, она имеет разную аудиторию, которая увлекается тибетской медициной или йогой, или испанскими танцами. Такие клубы по интересам должны быть. О чём это говорит? О том, что нация, страна огромная, сильная и у неё есть интерес к людям. Все страны и народы мира, по логике вещей должны иметь представительства в России. И есть значимые для мира народы. Сами по себе тибетцы распространили по миру Учение Будды, сохранили и развили его. Они достойны уважения, почёта, что бы в России их принимали и воспринимали. - Индийцы очень вдохновенно несут свою культуру. ЮНЕСКО в этом году учредил международный день йоги и это широко отмечалось во многих городах России и по всему миру. - Если ты не будешь идею свою продвигать, получится, что ты – никто. Например, сама идея Учения Хамбо Ламы Итигэлова, она должна двигаться дальше. Эта идея не должна находиться только здесь. Мы для чего конференцию проводим? У нас есть Учение Хамбо Ламы Итигэлова, которое мы будем передавать людям. У нас уже есть Учение Будды, Учение Богдо Цонкапы, знаем Учение Нагарджуны. Мы знаем учения великих мыслителей. И мы этим гордимся! Есть люди, которые интересуются Цонкапой, или Нагараджуной, Асангой, Тилопой или те, которые почитают культ Падмасамбхавы. Наравне с ними, у нас появилось Учение Хамбо Ламы Итигэлова, и оно должно двигаться по миру. Как говорил Рабиндранат Тагор: «Каждая нация обязана вынести на суд человечества то лучшее, что у неё есть и тем самым, обогатить человечество». Сегодня, мы учением Хамбо Ламы Итигэлова обогащаем буддийский мир. Это наше достояние, наше самоуважение, наша гордость! Я бы хотел закончить словами Махатмы Ганди: «Прошедшее время – это хороший урок, который не надо забывать. Настоящее время – возможность. Будущее – это подарок». Каждый день я получаю подарок от Хамбо Ламы Итигэлова и имею возможность им пользоваться. Сегодня, на конференции в честь Хамбо Ламы Итигэлова все три времени собраны вместе. Внимательно наблюдайте за сутью Учений, изучайте и начинайте пользоваться.- Спасибо за Ваше гостеприимство и содержательное интервью. Примечания:
|
2004-2021 © Региональная общественная организация
по изучению традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом» Тел.: +7-905-517-51-70 E-mail: chintamany@inbox.ru moscow@tibethouse.ru | Реквизиты |