Калачакра: История и распростанение

Калачакра - термин, используемый в тантрическом буддизме, означающий «колесо времени» или «циклы времени ». Он относится как к тантрическому божеству (тиб. yidam) буддизма Ваджраяне, так и к философиям и практикам медитации, содержащихся в Калачакра-тантре и его многочисленных комментариях. Более правильное название Калачакра-тантры – это Калачакра-лагутантра; она считается сокращенной формой оригинального текста, Калачакра-мулатантра, не дошедшего до наших дней. Некоторые буддийские учителя утверждают, что Калачакра является самой совершенной формой практики Ваджраяны; она, безусловно, одна из самых сложных систем в тантрическом буддизме.


Калачакра-мандала

Традиция Калачакры связана с концепцией времени (kala) и циклов (чакры): от циклов планет до циклов человеческого дыхания; она учит практике работы с самыми тонкими энергиями тела на пути к просветлению.

Калачакра-тантры

Калачакра-тантра состоит из пяти глав [2], первые две из которых считаются «земной Калачакрой». В первой главе рассматривается так называемая «внешняя Калачакра» - физический мир и в частности система расчета календаря Калачакры, рождения и смерти вселенных, нашей солнечной системы и внутренних механизмов элементов или Махабхуты.

Вторая глава посвящена «внутренней Калачакре» и касается процессов созревания и рождения человека, классификации функций тела человека и опыта, а ваджра-кайа – проявление физического существования человека на уровне каналов, ветров, капель и т. д. Человеческий опыт описывается как четыре состояния сознания: пробуждение, сон, глубокий сон и четвертое состояние - сексуальный оргазм. Потенциалы (капли), приводящие к этим состояниям, описаны вместе с процессами, вытекающими из них.

В последних трех главах представлена «другая» или «альтернативная Калачакра», и в них идет речь о пути и достижении. Третья глава посвящена подготовке к системе медитативных практик: посвящениям Калачакры. В четвертой главе объясняются собственно медитативные практики, как медитация на мандале, так и её божествах в практиках стадии зарождения, а также практики Шести йог стадии совершенства или завершения. В пятой и последней главе описывается состояние просветления (достижения), которое является результатом практики.

Посвящение


Монахи получают посвящение Калачакры в январе 2012 года в Бодхгае, Индия. Фото Беркенгейм Н.А.

Посвящения Калачакры дают возможность ученику практиковать Калачакра-тантру ради достижения состояния Будды. В Калачакре одиннадцать посвящений, два из которых являются основными. Первое из этих двух посвящений касается подготовки к медитациям стадии зарождения по Калачакре. Второе касается подготовки к медитации стадии завершения, известной как Шесть йог Калачакры. Участники церемонии посвящения, которые не намерены выполнять эту практику, обычно получают только семь более простых посвящений.

Астрология

В Калачакра-тантре часто встречается фраза «как снаружи, так и внутри тела», дабы подчеркнуть сходство и соответствие между человеком и космосом; эта основа концепции астрологии Калачакры, а так же, как сказано в текстах Калачакры, более глубоких связей и взаимозависимости.

В Тибете астрологическая система Калачакры является основой при составлении тибетских астрологических календарей. Астрология в Калачакре отличается от западной системы, поскольку она использует сложные (и удивительно точные) астрономические расчеты для определения, например, точного местоположения планет.


Божество Калачакра в союзе с женской эманацией (Институт Норбулингка)

История и происхождение


Дава Сангпо Король Шамбалы

Согласно Калачакра-тантре, король Сучандра (Тиб Дава Сангпо) из Королевства Шамбала попросил Будду научить его практиковать Дхарму, не отказываясь от своих мирских удовольствий и обязанностей.

В ответ на его просьбу Будда преподал ему первую основную Калачакра-тантру в Дханьякатаке (Палден Дрепунг на тибетском языке) (недалеко от нынешнего Амаравати), небольшом городке в штате Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии, предположительно находясь одновременно в двух местах, так как он в это же время давал сутры Праджнапарамита на горе Грифов в Бихаре. Говорится, что вместе с королем Сучандрой учения получили ещё девяносто шесть королей и эмиссаров из Шамбалы. Так посвящение Калачакры было принесено в Шамбалу, где затем эта церемония проводилась на протяжении сотен лет. Позже короли Шамбалы, Манджушрикирти и Пундарика, якобы сжали и упростили эти учения, превратив их в «Шри Калачакру» или «Лагутантру» и его главный комментарий «Вималапрабха», сохранившиеся до нынешних времен как основной текст Калачакры.

Ригдан Тагпа или Манджушри Кирти родился в 159 г. до н.э. и правил Шамбалой, где проживало 300 510 последователей религии Млечха (Явана или «западная»), некоторые из которых поклонялись солнцу. Говорят, что он изгнал из своих владений всех еретиков, однако позже, услышав их просьбы, позволил им вернуться. На благо себе и всех живых существ он истолковал учение Калачакры. В 59 г. до н. э. он отрекся от престола, уступив трон своему сыну Пундарике, и вскоре умер, войдя в состояние Будды - самбхогакая. [3]

В настоящее время известны две основные традиции Калачакры, линия Ва (тиб. Rva-lugs) и линия Дро (тиб. Bro-lugs). Несмотря на существование множества переводов текстов Калачакры с санскрита на тибетский язык, переводы Ва и Дро считаются самыми точными. Эти две линии знакомят нас с несколько разными версиями перенесением учений Калачакры из Шамбалы в Индию.

Обе традиции Калачакры и комментарии к ней (иногда называемые Телом Бодхисаттв) были перенесены в Индию в 966 г. н.э. индийским пандитом. В традиции Ва он известен как Чилупа, а в традиции Дро - как Великий Калачакрапада.

Говорят, что учение Калачакры он получил по пути в Шамбалу, где встретил Кулика (Шамбалу), короля Дурджая, воплощение Манджушри, который, внемля его искреннему стремлению, передал ему посвящение Калачакры.

Согласно преданию, по возвращении в Индию Чилупа/Калачакрапа одержал победу в дебатах с Надападой (тиб. Наропа), настоятеля Университета Наланды, в то время крупнейшего центра буддийской мысли. Впоследствии Чилупа/Калачакрапада передал учение Калачакры Надападе (ставшим известным как Калачакрапада Младший), и таким образом, традиция эта в Индии и Тибете берет свое начало именно от них. Надапада узаконил эти учения в Наланде и передал Калачакру таким учителям как Атиша (который, в свою очередь, передал её Пиндо Ачарье (тиб. Питопа)).

Тибетская история, Паг Сэм Джон Занг, а также архитектурные артефакты  указывают на то, что Ратнагири, часть монастыря Махавихара в Ориссе, являлся важным центром распространения Калачакра-тантры в Индии.

После мусульманских нашествий традиция Калачакры окончательно исчезла из Индии вместе с буддизмом Ваджраяны.

Распространение учения Калачакры в Тибете

Линия Дро была установлена в Тибете кашмирским учеником Наландапы по имени Пандита Соманатха, который в 1027 году (или в 1064 году н.э. - в зависимости от используемого календаря) совершил путешествие в Тибет, и его переводчиком Дротоном Шерабом Драком Лоцавой, давшим название этой линии. Линия Ва была установлена в Тибете другим кашмирским учеником Надапады по имени Саманташри и переведена Ра Чорабом Лоцавой (или Ра Дордже Дракпа).

Линия Ва приобрела особую значимость в Сакье, школе тибетского буддизма, где её держателями были такие выдающиеся учителя как Сакья Пандита (1182-1251г.г.), Дрогон Чогьял Пагпа (1235-1280), Будон Ринчендруп (1290-1364) и Долпопа Шераб Гьялцен (1292-1361). Последние два учителя, являясь держателями и линии Дро, считаются самыми известными толкователями Калачакры в Тибете, практика которых, как говорят, точно передала Долпопой суть позиции Шентонга. Особое внимание практике Калачакры и изложению позиции Шентонга уделялось в школе Джонанг, основанную Долпопой.

В дальнейшем учение Калачакры распространялось благодаря Таранатхе (1575-1634), великому ученому школы Джонанг. В семнадцатом веке правительство Тибета, состоящее из представителей  традиции Гелуг, объявило школу Джонанг вне закона и закрыло или насильственным путем перепрофилировало большую часть монастырей. Труды Долпопы, Таранатхы и других выдающихся ученых Шентонга были под запретом. По иронии судьбы, именно в это время линия Гелуг впитала в себя многое из традиции Калачакры школы Джонанг.

Сегодня Калачакра практикуется всеми четырьмя тибетскими школами буддизма, хотя ярче всего она проявляется в линии Гелуг. Это основная тантрическая практика школы Джонанг, сохранившейся и по сей день наряду с несколькими монастырями в восточном Тибете. В настоящее время предпринимаются попытки официально признать традицию Джонанг в качестве пятой традиции тибетского буддизма.

Практика Калачакры в школах тибетского буддизма сегодня

Бутон Ринчен существенно повлиял на последующее развитие традиций Калачакры - Гелуг и Сакья, а Долпопа - на развитие традиции Джонанг, на которой основаны ветви школы Сакья - Кагью, Ньингма и Царпа. Кагью и Ньингма в значительной степени опираются на обширные комментарии Калачакры, сделанные под влиянием школы Джонанг Джу Мипхамом и Джамгоном Конгтрулом Великим, которые проявили огромный интерес к этой традиции. Царпа, ветвь Сакьи, поддерживает практическую линию шести ветвей йоги Калачакры в традиции Джонанг.

Следует, однако, отметить, что разные традиции обогащали друг друга и испытывали многие другие влияния; и именно Его Святейшество Далай-лама утверждал, что для тех, кто следует одной традиции Калачакры приемлемо практиковать и другие традиции.

Гелугпа


Далай-лама дарует посвящение Калачакры в Бодхгае в январе 2012г. Фото Беркенгейм Н.А.

Далай-ламы проявляли особый интерес к практике Калачакры, особенно Первый, Второй, Седьмой, Восьмой и нынешний (Четырнадцатый) Далай-ламы. Нынешний Далай-лама даровал тридцать посвящений Калачакры по всему миру и сегодня он является самым выдающимся ныне живущим держателем линии Калачакры. Эти посвящения под лозунгом «Калачакра за мир во всем мире» привлекают к себе десятки тысяч людей. Как правило, передача тантрических посвящений огромному количеству людей публично - это необычное явление, но Калачакра всегда была исключением. Далай-лама, Калу Ринпоче и другие заявили, что публичное толкование этой тантры особенно необходимо в нынешнем веке упадка и деградации. Большинство из присутствующих получают посвящение как благословение, но многие участники церемонии осознанно посвящают себя этой традиции и впоследствии занимаются этой практикой.

Посвящения Калачакры, данные Его Святейшеством Далай-ламой XIV:
1. Норбулингка, Лхаса, Тибет, май 1954.
2. Норбулингка, Лхаса, Тибет, апрель 1956.
3. Дхарамсала, Индия, март 1970.
4. Билакуппе, Южная Индия, май 1971.
5. Бодх-Гая, Индия, декабрь 1974.
6. Лех, Ладакх, Индия, сентябрь 1976.
7. Буддийский центр «Олений парк», Мэдисон, Висконсин, США, июль 1981.
8. Диранг, Аруначал- Прадеш, Индия, апрель 1983.
9. Лахул и Спити, Индия, август 1983.
10. Рикон, Швейцария, июль 1985.
11. Бодх-Гая, Индия, декабрь 1985.
12. Занскар, Ладакх, Индия, июль 1988.
13. Лос-Анджелес, США, июль 1989.
14. Сарнатх, Индия, декабрь 1990.
15. Нью-Йорк, США, октябрь 1991.
16. Калпа, ХП, Индия, август 1992.
17. Гангток, Сикким, Индия, апрель 1993.
18. Джиспа, ХР, Индия, август 1994.
19. Барселона, Испания, декабрь 1994.
20. Мундгод, Южная Индия, январь 1995.
21. Улан-Батор, Монголия, август 1995.
22. Табо, ХП, Индия, июнь 1996.
23. Сидней, Австралия, сентябрь 1996.
24. Салугара, Западная Бенгалия, Индия, декабрь 1996.
25. Блумингтон, Индиана, США, август 1999.
26. Монастырь Ки, Спити, Химачал-Прадеш, Индия, август 2000.
27a. Бодхгайя, Бихар, Индия, январь (отложено).
27b. Грац, Австрия, октябрь 2002.
28. Бодхгайя, Бихар, Индия, январь 2003.
29. Торонто, Канада, апрель 2004.
30. Амаравати, Гунтур, Индия, январь 2006.
31. Вашингтон, округ Колумбия, США, июль 2011.
32. Бодхгайя, Бихар, Индия, январь 2012.
33. Лех (Ладакх), Джамму и Кашмир, Индия, июль 2014.
34. Бодхгайя, Бихар, Индия, январь 2017.

Достопочтенный Кирти Ценшаб Ринпоче (1926-2006), Девятый Кхалкха Джецун Дампа Ринпоче, Достопочтенный Джадо Ринпоче и покойный Достопочтенный Джен Ламримпа (? -2003) также являются видающимися мастерами Калачакры школы Гелуг.

Кагью

Традиция Калачакры, практикуемая в школах Карма и Шанпа Кагью, вытекает из традиции Джонанг и в значительной степени систематизирована Джамгоном Конгтрулом Великим, который написал текст, используемый в настоящее время для обличения силой. Второй и Третий Джамгон Конгтрул Ринпоче (1954-1992) также являлся выдающимся держателем линии Калачакры, а Джамгон Контрул III по крайней мере один раз публично даровал посвящение в Северной Америке (Торонто, 1990 год) [4].

Главным держателем линии Калачакры в линии Кагью был Его Преосвященство Калу Ринпоче (1905-1990), который несколько раз даровал посвящение в Тибете, Индии, Европе и Северной Америке (например, в Нью-Йорке, 1982 год [5]). После его смерти эту милость принял на себя его сын Достопочтенный Бокар Ринпоче (1940 - 2004), который, в свою очередь, передал её Достопочтенному Кхенпо Лодро Доньё Ринпоче. В монастыре Бокар, настоятелем которого в настоящее время является Доньё Ринпоче, есть ступа Калачакры; монастырь этот является знаменитым центром ретрита для практики Калачакры в линии Кагью. Достопочтенный Тенга Ринпоче также является известным держателем линии Кагью Калачакры; в августе 2005 года он даровал посвящение в Грабнике, Польша. Чогьям Трунгпа Ринпоче, не будучи выдающимся мастером Калачакры, известен тем, что позже даровал, как он их называл, учения Шамбалы, вытекающие из традиции Калачакры, которую ему передал Кулика.

Ньингма

Среди выдающихся современных мастеров Калачакры школы Ньингма – Его Святейшество Дзонгсар Кхьенце Чокьи Лодро (1894-1959), Его Святейшество Дилго Кьенце Ринпоче (1910-1991) и Его Святейшество Пенор Ринпоче (1932-2009).

Сакья

Его Святейшество Сакья Тризин, нынешний глава линии Сакья, который считается признанным мастером этой практики, неоднократно даровал посвящение Калачакры.

Мастер Сакья Его Преосвященство Чогье Тричен Ринпоче является одним из главных держателей учений Калачакры. Чогье Ринпоче – глава школы Царпа, одной из трех основных школ Сакья традиции тибетского буддизма.

Одному из предыдущих Чогье Тричен Ринпочей, Кхьенраб Чодже (1436-97), пришло четкое видение женского тантрического божества Ваджрайогини в Драк Ерпа в центральном Тибете, от которой он получил учения и посвящения. Два силуэта Ваджрайогини, возникшие на фоне скал в Драк Ерпа, один красный, а другой белый, даровали Кхьенрабу Чодже посвящение Калачакры. Когда несколько учителей  попросил его предоставить какие-либо доказательства того, что случилось, его помощник показал траву кушу, которую Кхьенраб Чодже привез с собой с места посвящения. То была трава, непохожая ни на одну траву кушу, произрастающую в этом мире, - с радужными огоньками, сверкающими по всей длине её острых высушенных краев. Эта прямая линия от Ваджрайогини - «самая короткая», последняя и прямая линия посвящения Калачакры и учений, из всех существующих в мире. Будучи известным как эманация Манджушри, Кьенраб Чодже был к тому же ранее рожден так, как и многие реинкарнации королей Шамбалы и многочисленные буддийские учителя Индии. В этом и заключаются некоторые признаки его уникальной связи с традицией Калачакры.

Чогье Тричен Ринпоче является держателем шести разных посвящений Калачакры, четыре из которых - Булуг, Джонанг, Майтри-гьяца и Домджунг, содержатся в коллекции Гьюд Кунту, сборнике тантр, составленном Джамьяном Кхьенце Вангпо и его учеником Лотером Вангпо. Ринпоче передал все эти шесть посвящений Его Святейшеству Сакье Тризину, главе школы тибетского буддизма Сакья. Ринпоче, даровавший посвящения Калачакры в Тибете, Мустанге, Катманду, Малайзии, США, Тайвани и Испании, признан непререкаемым авторитетом в Калачакре. В 1988 году он совершил путешествие в Соединенные Штаты, где в Бостоне даровали посвящение и дал подробные инструкции по выполнению практики Калачакры – шести ветвей Ваджрайоги согласно традиции Джонанг.

Чогье Ринпоче выполнил полный ретрит по практике Калачакры, в частности шестиступенчатой йоги (шаданга-йога) в традиции школы Джонангпа по Джетсуну Таранатхе. Таким образом, Чогье Ринпоче продолжил традицию своего предшественника Кхенраба Чодже, воплощения королей Шамбалы, получивших посвящение Калачакры от самой Ваджрайогини. Когда Чогье Ринпоче был еще молод, одному из его учителей приснилось, что Ринпоче был сыном короля Шамбалы, чистой земли, поддерживающей традицию Калачакры. [6]

Джонанг

Несмотря на то, что традиция Джонанг официально не признана пятой школой тибетского буддизма, она крайне важна тем, что сохранила линию практики Калачакры, особенно практики стадии завершения. Фактически, Калачакра является основной тантрической практикой в традиции Джонанг. Кхенпо Кунга Шераб Ринпоче - один из современных мастеров традиции Джонанг Калачакры.

Далай-лама

Песчаная мандала Калачакры посвящена как миру отдельно взятого человека, так и всеобщему и физическому равновесию. Далай-лама поясняет: «Это способ посадить семя, и семя это будет иметь кармический эффект. И не обязательно присутствовать на церемонии посвящения Калачакры, чтобы получить благо от неё». [7]

Спорные аспекты

Порой Калачакра-тантра становилась источником противоречий на Западе, поскольку её текст содержит отрывки, которые могут быть истолкованы как демонизация авраамических религий, особенно ислама. Причиной этому главным образом служит то, что в тексте содержится пророчество о священной войне между буддистами и так называемыми «варварами» (санскрит: mleccha). Один из отрывков Калачакры (Шри Калачакры I. 161) гласит: «Чакравартин выйдет на исходе века из города, возведенного Богами на горе Кайласа, и его мощная армия поразит варваров по всему миру».

Несмотря на содержание в текстах Калачакра пророчества о будущей религиозной войне, это противоречит обетам буддийских учений Махаяны и Тхеравады, отвергающих насилие. По словам Александра Берзина, Калачакра выступает не за насилие, а скорее против внутренней психической и эмоциональной агрессии, которая приводит к нетерпимости, ненависти, насилию и войне. Кайдрубеев, комментируя традицию Гелуг XV века, толкует понятие «священная война» символически, поясняя, что в основном это относится к внутренней борьбе практикующего верующего против внутренних демонических и варварских стремлений. В этом заключается решение вопроса насилия, поскольку согласно Калачакре, внешние условия зависят от внутреннего состояния живых существ. С этой точки зрения предсказанная война существует в разуме и эмоциях. Здесь имеется в виду преобразование архаической концепции насилия во имя религии и идеологии в возвышенную нравственную силу, духовное озарение и мудрость [8].

Казалось бы, тантрическая иконография с её холодным оружием, щитами и трупами находится в противоречии с ненасилием, однако, напротив, она представляет собой преобразование агрессии в способ преодоления иллюзии и эго. И Калачакра, и её защитник (дхармапала) Ваджравега держат меч и щит в правой и левой руках. Это символизирует победу Будды над Марой и защиту всех живых существ. [9]  Исследователь символизма Роберт Бир пишет о тантрической иконографии оружия следующее:

Многие из этих орудий войны пришли со зловещего поля битвы и загробного царства чарнальских земель. Как первоначальные образы разрушения, убийства, жертвоприношения и некромантии эти орудия были вырваны из рук зла и нацелены (в качестве символов) в самый корень зла, самовлюбленную умозрительную идентичность, порождающую пять ядов невежества, желание, ненависть, гордость и ревность. В руках сиддхов, дакинь, гневных и рассерженных йдамов-божеств, божеств-покровителей или дхармапал эти орудия стали чистыми символами, оружием преобразования и проявлением сострадания божеств, беспощадно разрушающих множество разных иллюзий раздутого человеческого эго. [10]

Это пророчество также можно было бы истолковать как часть исламских вторжений в Центральную Азию и Индию, которые осознанно разрушили в этих регионах буддийскую религию. Пророчество включает в себя подробные описания будущих захватчиков, а также предлагаемые (ненасильственные) пути буддийских учений, направленные на выживание в этой бойне. [11] [12]

Одна из интерпретаций буддийских учений, отображающих военные конфликты, (элементы Калачакра-тантры и эпоса «Гэсэр»), состоит в том, что их можно даровать  всем тем, обладающим кармическим стремлением к воинственности, дабы усмирить их умы. Отрывки Калачакры, описывающие религиозную войну, можно рассматривать как учение, цель которого отказаться от любой религиозной аргументации войны и насилия и принять заповеди любви и сострадания.

Примечание

1. Тибетская мандала, Искусство и практика, Колесо времени. Изд. Сильвия Гроссманн и Жан-Пьер Бару (2004), 20-26.
2. Дж. Килти. Орнамент безупречного света (Wisdom 2004, ISBN 0-86171-452-0).
3. Сарат Чандра Дас (1882), Работы по религии и истории Тибета. Впервые опубликовано в Журнале азиатского общества Бенгалии, Том LI. (Репринт: Manjushri Publishing House, Дели, 1970), 81-82.
4. История Калачакры. International Kalachakra Network. Получено 7 января 2008.
5. Дордже Чанг Калу Ринпоче. Львиный рык. Симханада. Получено 7 января 2008.
6. Чогье Тричен Ринпоче, «Избавление от четырех зависимостей» (Snow Lion Publications, 2003).
7. Тибетский буддизм на Интерне-сайте Wild Rose Dreamers Lodge. Получено 22 июня 2008.
8. Священные войны в буддизме и исламе: Миф о Шамбале (Полная версия) Получено 22 июня 2008.
9. Роберт Бир, Энциклопедия тибетских и мотивов (2004, ISBN 1-93247-610-5), 298.
10. Бир, стр. 233.
11. Исторические связи между буддийской и исламской культурами до возникновения Монгольской империи. Электронная книга Александра Берзина. Получено June 22, 2008.
12. Вил Дюрант, «История цивилизации». Том 1.


По материалам:
http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Kalachakra

 

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2021 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

Тел.: +7-905-517-51-70
E-mail: chintamany@inbox.ru   moscow@tibethouse.ru | Реквизиты