История линии Панчен-лам Тибета

В тибетском буддизме Панчен-лама является вторым по значимости ламой после Далай-ламы. Как и Далай-лама, Панчен-лама принадлежит к школе Гелуг тибетского буддизма.


Два главных ученника Дже Цонгкхапы: Джялцаб Дарма Ринчен(слева)
и Кедруб Гелег Пелзанг (справа).
Фото из монастыря Таши Лхунпо в Тибете.

Кедруб Гелек Пелзанг, I Панчен-лама (1385-1438 гг. н.э.), более известный как Кедруб Дже, был одним из главных учеников Дже Цонкапы, чьи реформы в традиции Атиши Кадам считаются началом школы Гелуг тибетского буддизма. Решением пятого Далай-ламы Кедруб Дже был посмертно объявлен предыдущим воплощением Лобсанга Чокьи Гьялцена, 4-го Панчен-ламы (1570-1662). Как и все Панчен-ламы, он считается воплощением Будды Амитабхи. Традиционно принято считать, что до Кедруба было четыре индийских и три тибетских воплощений, начиная с Субхути, одного из первых учеников Гаутамы Будды.

Кедруб считается одним из основателей традиции Гелуг, которому приписывается распространение и поддержка трудов Цонкапы. Кедруб Дже был единогласно избран монахами третьим настоятелем монастыря Ганден (после Цонкапы и Гьялцаба Дже), кроме того, он стал Ганден Трипой, главой школы Гелуг. Согласно легенде, после смерти Цонкапы в 1419 году, у его ученика Кедруба Дже было пять мистических встреч с ним. Кедруб Дже остался в памяти благодаря его харизме как учителя, а также его многочисленным и превосходным комментариям к тантрическим линиям, собранным воедино и истолкованным Цонкапой. Кроме того, он сыграл важную роль в образовании Первого Далай-ламы, самого молодого из пяти основных учеников Цонкапы.


Пятый Далай-лама. Фото из монастыря Таши Лхунпо в Тибете.


Монастырь Таши Лхунпо и Гаден Намгьял. Фрески монастыря Таши Лхунпо в Тибете.

В 1418 году он основал монастырь Пальчо в Гьянце, а также крупный монастырь Риво Чолинг в долине реки Ярлунг, который в настоящее время превратился в сплошные руины.  Кедруб Дже оставил обширные сочинения по философии буддизма, в общей сложности сочинения состоят из девяти томов, куда входят все пятьдесят восемь трактатов. Помимо этого, он написал много молитвенников. Кедруб Дже написал важный текст о Калачакре, который до сих пор используется нынешним 14-м Далай-ламой в качестве основы для его публичных посвящений Калачакра-тантры. Также он написал коренной текст о Махамудре.

После смерти Кедруба, его тулку (или перерождением) был признан тибетский мальчик по имени Сонам Чокланг (1438-1505). Так была установлена линия преемственности лам. Однако первые Панчен-ламы не сохранили этот титул в течение своей жизни.

Титул «Панчен-лама», что означает «великий ученый», был дан 5-м Далай-ламой четвертому ламе в линии перерождений Кедруба. Этот лама, Лобсанг Чокьи Гьялцен (1570-1662), упоминается как 4-й Панчен-лама, несмотря на то, что он был первым ламой, сохранившим этот титул в течение всей своей жизни. Будучи духовным потомком Кедруба, Панчен-лама также считается эманацией Будды Амитабхи.

Являясь учителем Дхармы, Панчен-ламы в то же время несут ответственность за признание перерождений Далай-ламы (и наоборот).


Трон Панчен-лам в монастыре Таши Лхунпо в Тибете.

Линия перерождений от Первого до Одиннадцатого Панчен-ламы

1.Кендуб Гелег Намгьял Пелзанг
(ученик Дже Цонкапы)
(1385-1438)
2. Сонам Чоки Ланпо
(1439-1504)
3. Лобсанг Дондруп
(1505-1566)
4. Панчен-лама
Лобсанг Чокьи Гьялцен
(1570-1662)
(титул Панчен-лама был дан этой линии перерождений 4-м Далай-ламой)
5. Панчен-лама
Лобсанг Йеше
(1663-1737)
6. Панчен-лама
Лобсанг Палден Еше
(1738-1780)
7. Панчен-лама
Лобсанг Тенпе Ньима
(1782-1853)
8. Панчен-лама
Лобсанг Палден Чоки Драгпа Тенпе Вангчук
(1855-1882)
9. Панчен-лама
Лобсанг Тхуптен Чоки Ньима
(1883-1937)
10. Панчен-лама
Лобсанг Тринле Лхудуп Чокьи Гьялцен
(1938-1989)
11. Панчен-лама
Тензин Гендун Еше Тинле Пхунцог

Со времён Лобсанга Чокьи Гьялцена, Панчен-ламы были вовлечены в работу  правительства Тибета, а также в отношения с властями за пределами Тибета. Так, в XVIII и XIX веках Панчен-ламы нередко обладали более весомой властью в Тибете, чем Далай-ламы, особенно те Далай-ламы, которые ушли из жизни, будучи слишком молодыми, чтобы иметь какое-либо особое влияние.


Девятый Панчен-лама Тибета Лобсанг Тхубтен Чоки Нима. Фото из архива Метью Рикарда.


Десятый Панчен-лама Тибета Лобсанг Тринле Лхундруп Чокьи Гьялцен

Не всегда эти два высоких ламы были соправителями близкими по духу. Серьезное недопонимание между 9-м Панчен-ламой и 13-м Далай-ламой вынудило Панчен-ламу в 1923 году покинуть Тибет и перебраться в Китай. Стало очевидно, что девятый Панчен-лама оказался союзником скорее Пекина, чем Лхасы и не согласился с мнением Далай-ламы о том, что Тибет независим от Китая.

11-й Панчен-лама

Порабощение Тибета Китаем трагически сказалось на Панчен-ламе так же, как и на Далай-ламе. Местонахождение нынешнего Панчен-ламы, Его Святейшества Гедуна Чоки Ньимы, до сих пор неизвестно и, возможно, его уже нет в живых. Пекин вместо него назначил своего претендента - Гьялцена Норбу, который служит проводником китайской пропаганды о Тибете.


Последнее фото 11-го Панчен-ламы Тибета Гедун Чоки Ньима

14 мая 1995 года Далай-лама объявил шестилетнего мальчика по имени Гедун Чоки Ньима 11-й реинкарнацией Панчен-ламы. Через два дня мальчик и его семья были задержаны якобы под опеку Китая. С тех пор никто их не видел и ничего о них не слышал. Пекин назвал в качестве 11-го Панчен-ламы другого мальчика, Гьялцена Норбу, сына чиновника, члена Тибетской коммунистической партии, и в ноябре 1995 года возвел его на трон.

Выросшего в Китае, Гьялцена Норбу до 2009 года держали вдали от внимания общественности. Затем Китай вывел подростка на мировую арену, представляя его истинным официальным лицом тибетского буддизма (в отличие от Далай-ламы). Основная функция Норбу заключается в том, чтобы выпускать заявления, восхваляющие правительство Китая за его мудрое руководство Тибетом. Большинство китайцев принимает этот миф; Тибетцы – нет.

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты