Тибетский молитвенный фестиваль Чотрул Монлам Ченмо


Фестиваль «Монлам Ченмо» в Тибете, февраль 2019 г.
Фото: Сичуаньфун

Чотрул Монлам Ченмо - Великий молитвенный фестиваль в Тибете приходится на первый лунный месяц тибетского календаря сразу после тибетского нового года - Лосара. В былые времена тибетцы в Тибете праздновали этот день с большим религиозным рвением. Монахи, монахини, чиновники и верующие из всех слоев общества собираются в храме Цуглагханг в Лхасе для совместной молитвы и получения благословения Джово Ринпоче [Будда Шакьямуни] и божеств. Первый фестиваль прошел в Индии, ныне городе Бихар, в ознаменование победы Будды в магической битве с шестью еретиками в Шравасти. Считалось, что этот месяц приносит удачу и его торжественно праздновали индийские короли Дхармы. Позже тибетские цари и верующие стали также в той или иной форме праздновать его в Тибете.


Джово Ринпоче, древнейшая статуя Будды в Тибете.
Фото: Церинг Озер

Однако официально фестиваль был учрежден в 1409 году нашей эры Дже Цонкапой, великим ученым и основателем школы тибетского буддизма Гелуг. Впервые он состоялся в Лхасе в храме Цуглагханг, где прошел обряд поклонения празднично украшенным статуям, Джово Шакьямуни и других божеств. Поначалу в фестивале приняли участие монахи из монастырей Сера и Дрепунг, а позже к ним присоединились монахи и монахини из других монастырей. Более восьми тысяч монахов отмечают этот пятнадцатидневный религиозный праздник, во время которого они молятся за мир и процветание всех живых существ.

В 1614 г. н.э. Ринпоче Лобсанг Чогьян, Четвертый Панчен-лама, ввел для монахов из монастырей Сера, Дрепунг и Гаден экзамен на титул Геше Лхарампы, который проводится во время фестиваля. Монахи вели дебаты, их открыто при всех экзаменовали и присуждали титул Геше. Исполнялись тибетские религиозные танцы- чам, а перед всеми представала огромная танка с изображением Будды, чтобы каждый смог её увидеть и получить благословение. Фестиваль также известен как «Лхадан монлам ченмо», Великий молитвенный фестиваль присутствия божеств. С тех пор, за исключением нескольких случаев, Фестиваль в Тибете проводился ежегодно вплоть до китайской оккупации Тибета в 1959 году. На время этого религиозного фестиваля в Лхасу стекаются монахи, монахини и верующие из разных частей Тибета.

Его Святейшество Далай-лама, несмотря на свою занятость и ответственность в качестве главы государства и непростую ситуацию во время китайского вторжения в Тибет, усердно занимался и сдал экзамен во время Великого религиозного фестиваля на 13-й день Чотрул Дучена в 1959 году, год под знаком Земляной свиньи. В этом году во время проведения Великого молитвенного фестиваля отмечается 60-летие учреждения экзамена на титул Геше Лхарампы. Его Святейшество подробно рассказал об этом в своей книге «Моя земля и мой народ»: «Я пришел на выпускной экзамен во время ежегодного фестиваля Монлам в Лхасе… Я был счастлив и меня переполняла гордость от того, что я сдал этот экзамен и получил степень магистра метафизики после долгих лет изучения великого учения Будды…».


Его Святейшество IIX Далай-лама на дебатах в Лхасе.
Фото: архив Далай-ламы

После изгнания в Индию у Его Святейшества Далай-ламы были старые и молодые наставники - высокие инкарнированные ламы и геше, которые бежали из Тибета в Буксар, штат Бихар (Индия), а позже - в Южную Индию. Фестиваль продолжали проводить, но уже не в таком масштабе. В 1969 году Фестиваль прошел в Дхарамсале после завершения строительства там главного храма Цуглагханг, и с тех пор его ежегодно отмечают после тибетского Лосара, во время которого Его Святейшество Далай-лама дарует учения.

Молитвенный фестиваль также известен подношениями скульптур из масла, известными как Чунга- чопа - подношение в полнолуние, совершаемое монахами из монастырей Гьюто и Гьюмед поочередно. Скульптуры из масла присущи только тибетскому религиозному искусству, когда торма (религиозные фигуры из муки и масла для подношений) украшаются искусно вырезанными из масла изображениями Будд, божеств и животных. Это происходит в главном храме, где каждый может увидеть священные изображения, вырезанные из разноцветного масла, оценить изысканную красоту этих подношений.


Торма, символическое подношение божествам в дни Монлам Ченмо.
Фото: Тибет Трэвел

В этом году Великой молитвенный фестиваль отмечает 60-летие со дня сдачи Его Святейшеством Далай-ламой экзамена на титул Геше Лхарампы. Так как нынешний год Свиньи, то согласно тибетской астрологии, для Его Святейшества это год препятствий. Тибетцам и последователям Его Святейшества следует совершать благочестивые поступки и практиковать его учение, дабы сгладить препятствия.

После китайской оккупации Тибета, Фестиваль Монлам Ченмо в Тибете был запрещён. В 1986 году Китай разрешил его проведение и в течение двух или трёх лет Фестиваль проводили лишь для демонстрации свободы вероисповедания в Тибете. Позже он вновь был запрещен из-за опасения, что такое масштабное скопление верующих может бросить вызов репрессивному правлению. Сегодня китайский режим установил строгий надзор и контроль над передвижением тибетцев в Лхасу, Баркхор (район вокруг Храма Джово и дворца Поталы), и монастыри, и их действиями вокруг монастырей. Не обращая внимания на ограничения для тибетцев, Китай продолжает цинично заявлять, что в Тибете существует религиозная и культурная свобода.


* Исследования и сборник Т.Г. Арья, основанные на 1) Книга Его Святейшества Далай-ламы «Моя земля и мои люди», 2) Публикации Департамента религии, 1983 г., 3) «Dung dkar tshig mzdod chen mo», 4) «Bod kyi dus chen» Департамента образования, 5) Политическая история Шакабпы в Тибете и 6) личные интервью.


По материалам DIIR

 

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2021 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

Тел.: +7-905-517-51-70
E-mail: chintamany@inbox.ru   moscow@tibethouse.ru | Реквизиты